«ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Э. Г. Ф. А. ГЕККЕЛЯ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Аннотация
В ситуации активного обсуждения экологических проблем актуально обращение к истокам экологии. О важности подобной тематики для философии свидетельствует формирование эко- логической этики и экологической эстетики. Исследования истории экологической эстетики показывают экзистенциальную связь естественнонаучного и эстетического подходов к понима- нию гармонии природы и глубинное родство экзистенциальных проектов И.-В. Гёте, Э. Гекке- ля, А. Дёблина, представляющих собой варианты синтеза естественнонаучного и гуманитарно- эстетического взглядов. «Отец» экологии Эрнст Геккель, будучи известным биологом, дарвини- стом, попытался выстроить систему монистической философии и соответствующей эстетики как сознательное продолжение традиции Гёте. Геккелевский позитивизм — естественнонаучное знание — требовал экзистенциального дополнения знанием художественно-эстетическим, что ярко выражено в знаменитой работе «Красота форм в природе», которая существенно повлияла на эстетику модерна. Продолжателем традиции Гёте и Геккеля в культуре XX в. следует считать писателя Альфреда Дёблина. В его главной книге «Горы моря и гиганты», изданной в русском переводе в 2012 г., воплощён художественный прогноз — эколого-биологическая антиутопия.
Ключевые слова:
экзистенциальный проект, Гёте, Геккель, Дёблин, эстетика природы, мистика природы, история эстетики, эстетика научного знания
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.