«ФИЛОСОФИЯ ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ…»

  • Екатерина Михайловна Ананьева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматривается соотношение философских и художественных текстов под углом зрения потенциала в реализации самопознания. Автор полемизирует с концепцией Констанской школы, прежде всего Вольфганга Изера («Имплицитный читатель»), для которой характерно соединение тематических пластов литературы и антропологии, литературной теории и философской герменевтики. Обращается внимание на традицию раннего немецкого идеализма и литературного романтизма. На материале творчества Фр. Шлегеля и Фр. Шлейермахера обсуждается возможность преодоления границ системной формы философии, стиля философствования, сформировавшегося под влиянием трансцендентализма И. Канта, и возвращения интеллектуальной практики к традициям античной диалектики. Рассматривается также концепция «бесконечной аппроксимации» К. Л. Райнгольда и ее значение для формирования Шлейермахером различения философии как системы и философствования как «бесконечного задания».

Ключевые слова:

антропология, герменевтика, поэзия, философия самосознания, ранний немецкий идеализм

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература


Lämmert E. Die Endlichkeit der Literatur und der Modus der «Darstellung» als ein Kunstgriff zu ihrer Überwindung // Die Endlichkeit der Literatur. Berlin 2002. S. VII–XI.

Зацепин К. Эссе: от философии к литературе // Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 191– 201.

Gadamer H.-G. Ästhetische und religiose Erfahrung (1964/1978) // Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Bd. 8. Ästhetik und Poetik I. Kunst als Aussage. Tübingen: Mohr Siebeck 1993. S. 143–156.

Адорно Т. Эстетическая теория. М. 2001. 528 с.

Adorno T. The Essay as Form // New German Critique. 1984. N 32. Р. 151–171.

Wheater I. Literature and Philosophy: emotion and knowledge? // Philosophy. 2004. Vol. 79 N 2. P. 215–245.

Iser W. Der implizite Leser. Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. München 1994. 420 s.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб. 1999. 608 с.

Шлегель Фр. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство 1983. 479 c.

Herms E. Menschensein im Werden: Studien zur Schleiermacher. Tübingen: Mohr Siebeck 2006. 502 s.

Schleiermacher Fr. Dialektik herausgegeben und eingeleitet von Manfred Frank: 2 Bde. Frankfurt am Main 2001. 440 s.; 550 s.

Eberhard J. A. Ueber den Begriff des Vorstellungsvermögens // Philosophische[n] Magazin. 1790. 3. Bd 1. Stück. S. 111–124.

Frank M. Gadamer zum 100. Geburtstag (erschienen in der Frankfurter Rundschau vom 11. Februar 2000 unter dem Titel «Nennen Sie mich nur immer “Herr Gadamer”». Verstehen ist immer auch anders verstehen: die philosophische Hermeneutik und ihre Begründer) // Journal Topos. 2000. N 2. P. 3–7.


References


Lämmert E. Die Endlichkeit der Literatur. Berlin2002 SS.VII–XI.

Zatsepin K. Novoe literaturnoe obozrenie. 2010. N 104 рр.191–201.

Gadamer H.-G Gesammelte Werke. Bd 8. Ästhetik und Poetik I.Kunst als Aussage. Tübingen: Mohr Siebeck1993 SS.143–156.

Adorno T. Esteticheskaia teoriia (Aesthetic Th eory). Moscow 2001. 528 p.

Adorno T. Th e Essay as Form. New German Critique. 1984. N 32 pp.151–171.

Wheater I. Philosophy. 2004. Vol.79 N 2 pp.215–245.

Iser W. Der implizite Leser. Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. München 1994. 420 S.

Merlo-Ponti M. Fenomenologiia vospriiatiia (Th e phenomenology of perception). St Petersburg 1999. 608 p.

Shlegel’ Fr. Estetika. Filosofi ia. Kritika (Aesthetics. Philosophy. Criticism): v 2 t. T.1. Moscow: Iskusstvo 1983. 479 p. 126

Herms E. Menschensein im Werden: Studien zur Schleiermacher. Tübingen: Mohr Siebeck 2006. 502 S.

Schleiermacher Fr. Dialektik herausgegeben und eingeleitet von Manfred Frank: 2 Bde. Frankfurt am Main 2001. 440 S.; 550 S.

Eberhard J.A. Philosophische[n] Magazin. 1790. 3. Bd 1. Stück SS.111–124.

Frank M. Journal Topos. 2000. N 2 рр.3–7.
Опубликован
2018-12-13
Как цитировать
Ананьева, Е. (2018). «ФИЛОСОФИЯ ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ…». Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(1), 12-18. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3285