Предельные основания религии

Авторы

  • Андрей Павлович Забияко Амурский государственный университет, Российская Федерация, 675027, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.414

Аннотация

В статье представлены основные положения концепции, согласно которой, религия в своём генезисе и развитии укоренена в базисных, экзистенциально значимых интенциях человека. Такие интенции представляют собой сплав, синтез психофизиологических и социокультурных мотиваций. Базисные интенции сформированы в течение длительного периода филогенеза человечества и неустранимо присутствуют в онтогенезе каждого индивида. Эти интенции являются предельными основаниями религии. На всём протяжении истории религии они действуют в качестве неизменно присутствующего фактора первостепенной значимости, константы бытия религии. Помимо предельных оснований на существование религии влияют исторически изменчивые, ситуативные факторы. К ним относятся индивидуально-психологические обстоятельства, социально-экономические, политические, этнокультурные, сциентистские и другие сопряжённые с религией области деятельности людей, которые обусловливают разнообразные модификации религии. Под влиянием ситуативных факторов формируется историческая, этнокультурная, конфессиональная вариативность религии. В отличие от ситуативных факторов предельные основания существуют в качестве универсалии человеческого бытия. В таком качестве они фундируют не только религию. Религия – одна из духовных формаций, возникающих как способ освоения предельных оснований человеческого бытия и существующих как способ упорядочения отношений с ними. Базисные интенции представлены в сознании в качестве высших смыслов и важнейших жизненных ориентаций. В религиозной ментальности высшие смыслы и ориентации наделяются статусом священных объектов и сверхценностей. Каждая религия конструирует образы священных объектов и иерархию сверхценностей сообразно историческим, этнокультурным, социально-политическим условиям своего существования, но в своих предельных основаниях все религии едины. Предельные основания религии определяют фундаментальное единство религии как духовной формации.

Ключевые слова:

религия, предельные основания, интенция, сверхценность, священный образ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Забияко А. П. Религия // Энциклопедия религий. М.: Академический проект, 2008. С. 1069–1073.

Подольский Л. М. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях // Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996–2012 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2014. C. 113–132.

Забияко А. П. Вместо послесловия. Проблема демаркации религии и квазирелигии // Забияко А. П., Воронкова Е. А., Лапин А. В. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / под ред. А. П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012. С. 190–192.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М.: Академический проект, 2009. 489 с.

Забияко А. П. Феноменология религии // Религиоведение. 2011. No 3. С. 88–95.

Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 8–20.

Забияко А. П. Архетипические образы // Религиоведение: Энциклопед. словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 72–73.

Wach J. The Comparative Study of Religions. New York: Columbia University Press, 1958. 231 р.

Wach J. Sociology of Religion. Chicago: University of Chicago Press, 1949. 420 р.

Забияко А. П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции И. Ваха и П. Тиллиха) // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / отв. ред. И. Т. Касавин и др. М.: ИФ РАН, 2008. С. 126–143.

Tillich P. Christianity and the Encounter of the World Religions. New York; London: Columbia University Press, 1963. 120 р.

Smart N. World’s Religions. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 230 р.

Smart N. Dimensions of the Sacred: An Anatomy of the World’s Beliefs. London: Fontana Press, 1997. 331 р.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.

Апресян Ю. Д. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, «Восточная литература» РАН, 1995. Т. 1: Лексическая семантика. 472 с.

Вежбицка А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.

Вежбицка А. Из книги «Семантические примитивы» // Семиотика: Антология. М.: Академический проект, 2001. С. 242–270.

Вежбицка А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки славянских культур, 2011. 569 с.

Забияко А. П. Сверхъестественное // Религиоведение: Энциклопед. словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академ. проект, 2006. С. 956.

Marett R. The Threshold of Religion. London: Methuen, 1909. 173 p.

Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон+, 1998. С. 99–108.

Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse, le systeme totemique en Australie. Paris: Quadrige-Puf, 1912. 647 p.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. 304 c.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Гараджа В. И., Руткевич Е. Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1994. С. 263–266.

Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. 408 с.

References

Zabiyako, A. P. (2008), “Religiia” [Religion], in Zabiyako, A. P., Krasnikov, A. N. and Elbakyan

E. S. (ed.), Entsiklopediia religii [Encyclopedia of religions], Akademicheskij proekt Publ., Moscow, Russia, pp. 1069–1073.

Podolsky, L. M. (2014), “Intuition of infinity in rock images”, in Aktual’nye problemy izucheniia arkhaiki: Materialy teoreticheskogo seminara «Teoriia i metodologiia arkhaiki» 1996–2012 gg. [Actual problems of studying archaic: Materials of the theoretical seminar “theory and methodology of archaic” 1996–2012], MAE RAN, St. Petersburg, Russia, pp. 113–132.

Zabiyako, A. P. (2012), “Instead of an afterword. The problem of the demarcation of religion and quasi-religion”, in A. P. Zabiyako (ed.), Zabiyako A. P., Voronkova E. A., Lapin A. V. and etc, Kiberreligiia: nauka kak faktor religioznykh transformatsii [Cyber-religion: science as a factor of religious transformations], Amurskij gosudarstvennyj universitet, Blagoveshchensk, Russia, pp. 190–192.

Husserl, E. (2009), Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii [Ideen zu einer reinen Phânomenologie und phânomeno-logischen Philosophie], book 1, trans. by Mychaylov, A. V., Akademicheskii proekt Publ., Moscow, Russia.

Zabiyako, A. P. (2011), “Phenomenology of religion”, Religiovedenie , no. 3, pр. 88–95.

Jung, C. G. (1991), “The archetypes and the collective unconscious”, in Jung, C. G. Arhetip i simvol [Archetype and symbol], Renessans Publ., Moscow, Russia, pр. 8–20.

Zabiyako, A. P. (2006a), “Archetypal images”, in Zabiyako, A. P., Krasnikov, A. N. and Elbakyan E. S. (ed.), Religiovedenie. Entsiklopedicheskii slovar’ [Studies of Religion. Encyclopaedic dictionary], Akademicheskii proekt Publ., Moscow, Russia, pp. 72–73.

Wach, J. (1958), The Comparative Study of Religions, Columbia University Press, New York, USA.

Wach, J. (1949), Sociology of Religion, University of Chicago Press, Chicago, USA.

Zabiyako, A. P. (2008), “Theological interpretation of quasi-religions (conceptions of J. Wach and P. Tillich)”, in Kasavin, I. T. (ed.), Problema demarkatsii nauki i teologii: sovremennyi vzgliad [The Problem of demarcation of science and theology: a modern view], Institut filosofii RAN, Moscow, Russia, pр. 126–143.

Tillich, P. Christianity and the Encounter of the World Religions, Columbia University Press, New York–London, USA–UK.

Smart, N. (1998), World’s Religions, Cambridge University Press, Cambridge, UK.

Smart, N. (1997), Dimensions of the Sacred: An Anatomy of the World’s Beliefs, Fontana Press, London, UK.

Sapir, E. (1993), Izbrannye trudy po iazykoznaniiu i kul’turologii [Selected works on linguistics and cultural studies], trans. by Kybryk, A., Progress Publ., Moscow, Russia.

Apresiyan, Y. D. (1995) Izbrannye Trudy [Selected papers], vol. 1, Lexical semantics, School “Languages of Russian culture”, Iazyki russkoi kul’tury Publ, Vostochnaya Literatura Publ., Moscow, Russia.

Vezhbitska, A. (1999), Semanticheskie universalii i opisanie iazykov [Semantic universals and description of languages], trans. by Shmelyov, A., Iazyki russkoi kul’tury Publ., Moscow, Russia.

Vezhbitska, A. (2001), “From the book ‘Semantic primitives’”, trans. by Stepanof, Y., in Stepanof, Y. (ed.), Semiotika: Antologiia [Semiotics: anthology], Akademicheskij proekt Publ., Moscow, Russia, pp. 242–270.

Vezhbitska, A. (2011), Semanticheskie universalii i bazisnye kontsepty [Semantic universals and basic concepts], trans. by Shmelyov, A., Iazyki slavianskikh kul’tur, Moscow, Russia.

Zabiyako, A. P. (2006b), “Supernatural”, in Zabiyako, A. P., Krasnikov, A. N. and Elbakyan, E. S. (ed.), Religiovedenie. Entsiklopedicheskii slovar’ [Studies of Religion. Encyclopaedic dictionary], Akademicheskii proekt Publ., Moscow, Russia, p. 956.

Marett, R. (1909), The Threshold of Religion, Methuen, London, UK.

Marett, R. (1998), “The formula of the tabu-mana as a minimum definition of religion”, trans. by Krasnikov, A., in Krasnikov, A. (ed.), Mistika. Religiia. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniia. Antologiia [Mystery. Religion. Science. Classics of world religion. Anthology], Kanon+ Publ., Moscow, Russia, pр. 99–108.

Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse, le systeme totemique en Australie. Paris: Quadrige-Puf, 1912. 647 p.

Malinovsky, B. (1998), Magiia, nauka i religiia [Magic, science and religion], trans. by Homyk, A., Refl-Buk Publ., Moscow, Russia.

Malinowski, B. (1994), “Death and the reintegration of the group”, trans. by Rutkevich, E. D., in Garadja, V. I. and Rutkevich, E. D. (ed.), Religiia i obshchestvo. Khrestomatiia po sotsiologii religii [Religion and society. A reader on the sociology of religion], Nauka, Moscow, pр. 263–266.

Kasavin, I. T. (1998), Migratsiia. Kreativnost'. Tekst. Problemy neklassicheskoi teorii poznaniia [Migration. Creativity. Text. Problems of non-classical theory of cognition], RHGI, St. Petersburg, Russia.

Загрузки

Опубликован

15.01.2019

Как цитировать

Забияко, А. П. (2019). Предельные основания религии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(4), 624–635. https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.414