Мир в делёзовской реконструкции онтологии однозначности

  • Jing An Нянькайский университет, Китайская Народная Республика, 300350, Тяньцзинь, дорога Тонгян, 38

Аннотация

В данной статье эксплицируется онтология единства как центральный элемент метафизики различия Делёза, рассматриваемой автором в контексте движения философской космологии XX в. В преодолении традиции метафизического забвения мира и восстановлении статуса мира в современной философии Делёз следует за К. Левицем и О. Финком, которые стремились превзойти традиционную метафизику в ее средневековых богословских и новоевропейских субъективистских образцах. В отличие от названных выше мыслителей, трактовавших мир-природу в неметафизическом ключе, сам Делёз отчетливо понимал важность оригинальной интуиции греческого философа Гераклита для построения онтологии. Онтология, достойная собственного названия, должна основываться на Мире, космическое (упорядоченное) или хаотическое бытие которого имеет нечетную единственность, тогда как божественное и человеческое являются лишь ее модальностями. Автор приходит к выводу о том, что Делёз реактуализирует и углубляет гераклитовскую интуицию за счет переосмысления спинозизма, особенно спинозовской теории атрибутов как двумерно бесконечных однозначных форм субстанции-Природы. Тем самым гераклито-спинозианский Мир-природа постулируется Делёзом, во-первых, как общее онтологическое состояние бесконечного и конечного и, во-вторых, как принцип индивидуации всех внутримирных пространственно-временных существ. Таким образом, под влиянием двух немецких философов — К. Левица и О. Финка и углубляя их гераклитовскими идеями Делёз создал свою собственную теорию мира-природы или онтологию единственности, которая нашла свое наиболее ясное и глубокое выражение в его творческой интерпретации теории атрибутов Б. Спинозы.

Ключевые слова:

мир, космология, однозначность, К. Левиц, О. Финк, Ж. Делёз, Гераклит, Б. Спиноза

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

References/ Литература


Villani, A. (1999), La guepe et l’orchidee [The Wasp and the Orchid], Berlin, Paris, France.

Bryant, L. (2008), Difference and Givenness: Deleuze’s Transcendental Empiricism and the Ontology of Immanence, Northwestern University Press, Evanston, IL, USA.

Patočka, J. (2016), The Natural World as a Philosophical Problem, transl. by E. Abrams, Northwestern University Press, Evanston, IL, USA.

Montebello, P. (2003), L’autre metaphysique. Essai sur Ravaisson, Tarde, Nietzsche et Bergson [The Other Metaphysics: On Ravaisson, Tarde, Nietzsche and Bergson], Desclee de Brouwer, Paris, France.

Montebello, P. (2007), Nature et subjectivite [Nature and Subjectivity], Jerome Millon, Grenoble, France.

Montebello, P. (2016), Metaphysiques cosmomorphes. La fin du monde humain [Cosmomorphic Metaphysics: End of the Human World], Les presses du reel, Paris, France.

Deleuze, G. and Guattari, F. (1987), A Thousand Plateaus, transl. by Massumi, B., University of Minnesota Press, Minneapolis, MN, USA.

Deleuze, G. (1988), Foucault, transl. by Hand, S., University of Minnesota Press, Minneapolis, MN, USA.

Deleuze, G. (1995), Negotiations 1972–1990, transl. Joughin, M., Columbia University Press, New York, NY, USA.

Lowith, K. (1981), “Welt und Menschenwelt” [World and Man’s World], in Mensch und Menschenwelt: Beitrage zur Anthropologie [Man and Man’s World: Contributions to Anthropology], Metzler, Stuttgart, Germany, pp. 295–328.

Schnell, A. (2005), De l’existence ouverte au monde fini. Heidegger 1925–1930 [From the Opened Existence to the Finite World: Heidegger 1925–1930], Vrin, Paris, France.

Kahn, Ch. H. (1979), The Art and Thought of Heraclitus, Cambridge University Press, Cambridge, UK.

Lowith, K. (1968), Der Weltbegriff der neuzeitlichen Philosophie [The Concept of World of Modern Philosophy], Carl Winter Universitatsverlag, Heidelberg, Germany.

Fink, E. (2016), Play as Symbol of the World and Other Writings, transl. by Moore, I. A. and Turner, Ch., Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, USA.

Fink, E. (1990), Welt und Endlichkeit [World and Finitude], Konigshausen und Neumann, Wurzburg, Germany.

Deleuze, G. (2003), Desert Islands and Other Texts (1953–1974), transl. by Taormina, M., Semiotexte, New York, NY, USA.

Takeuchi, D. (2011), “Zweideutigkeit des Meon und Kosmologie als Phanomenologie der Immanenz. Fink und Deleuze” [Ambiguity of Non-Being and Cosmology as Phenomenology of Immanence: Fink and Deleuze], in Nielsen, C. and Sepp, H. R., eds, Welt denken. Annaherungen an die Kosmologie Eugen Finks [Thinking the World: Approaches to the Cosmology of Eugen Fink], Verlag Karl Alber, Freiburg, Munchen, Germany, pp. 237–249.

Deleuze, G. (1994), Difference and Repetition, transl. by Patton, P., Columbia University Press, New York, NY, USA.

Deleuze, G. (1990), The Logic of Sense, transl. Lester, M. with Stivale, Ch., Columbia University Press, New York, NY, USA.

Deleuze, G. (1990), Expressionism in Philosophy: Spinoza, transl. by Joughin, M., Zone Books, New York, NY, USA.

Lowith, K. (1967), Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nietzsche [God, Man and World in the Metaphysics from Descartes to Nietzsche], Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen, Germany.

Scotus, D. (1056), Opera Omnia Joannis Duns Scoti [Complete Works of John Duns Scotus], ed. By Balić, P. C., Civitas Vaticana, Rome, Italy.

Aquinas, Th. (1888), Sancti Thomae de Aquino Opera Omnia [Complete Works of St. Thomas Aquinas], issu Leonis XIII edita cura, Typographia polyglottap, Rome, Italy.
Опубликован
2019-03-27
Как цитировать
An, J. (2019). Мир в делёзовской реконструкции онтологии однозначности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 32-42. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.103