Fichte’s “empty form of knowledge”
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.303Аннотация
Статья посвящена работе «Основные черты современной эпохи» И. Г. Фихте, и в частности его трактовке «пустой формы знания», которая, по его утверждению, является центральной для третьей эпохи мировой истории, т. е. Фихте говорит о фундаментальном принципе, образующем общий знаменатель третьей и четвертой ее эпох. Этот фундаментальный принцип — «максима понимания» (Maxime der Begreiflichkeit) — делает знание и понимание мерой всего, что считается действительным и реально существующим. Но возникает вопрос: как может один и тот же принцип как «объединяющее понятие» быть фундаментальным для двух разных «основных эпох человеческой жизни»? Не противоречит ли это прямо утверждению Фихте о том, что две главные эпохи отличаются друг от друга во всех отношениях именно потому, что они производят два совершенно разных «объединяющих принципа», и потому, что все в них должно отражать различие между их «объединяющими принципами»? Ответ Фихте на этот вопрос таков: а) рассматриваемая фундаментальная максима допускает две диаметрально противоположные интерпретации, так что каждая из них дает свою версию принципа, или «объединяющего понятия», из которых и возникают третья и четвертая основные эпохи мировой истории; и б) третья эпоха порождает только пустую форму науки, в противоположность истинно реальной науке, первая означает небрежное и легкое, поверхностное, условное, тривиальное и неправильное понимание «фундаментальной максимы постижения» — таким образом, она упускает существенное в познании, не отдавая должного фундаментальной максиме, упускает из виду ее следствия и даже выступает против ее глубочайшего смысла.
Ключевые слова:
Фихте, наукоучение, философия истории, форма познания, принцип
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.