Fichte’s “empty form of knowledge”

Авторы

  • Мариу Жорже де Карвалью Новый университет Лиссабона, Потругалия, 1069-061, Лиссабон, Авенида де Берна, 26-С/Р

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.303

Аннотация

Статья посвящена работе «Основные черты современной эпохи» И. Г. Фихте, и в частности его трактовке «пустой формы знания», которая, по его утверждению, является центральной для третьей эпохи мировой истории, т. е. Фихте говорит о фундаментальном принципе, образующем общий знаменатель третьей и четвертой ее эпох. Этот фундаментальный принцип — «максима понимания» (Maxime der Begreiflichkeit) — делает знание и понимание мерой всего, что считается действительным и реально существующим. Но возникает вопрос: как может один и тот же принцип как «объединяющее понятие» быть фундаментальным для двух разных «основных эпох человеческой жизни»? Не противоречит ли это прямо утверждению Фихте о том, что две главные эпохи отличаются друг от друга во всех отношениях именно потому, что они производят два совершенно разных «объединяющих принципа», и потому, что все в них должно отражать различие между их «объединяющими принципами»? Ответ Фихте на этот вопрос таков: а) рассматриваемая фундаментальная максима допускает две диаметрально противоположные интерпретации, так что каждая из них дает свою версию принципа, или «объединяющего понятия», из которых и возникают третья и четвертая основные эпохи мировой истории; и б) третья эпоха порождает только пустую форму науки, в противоположность истинно реальной науке, первая означает небрежное и легкое, поверхностное, условное, тривиальное и неправильное понимание «фундаментальной максимы постижения» — таким образом, она упускает существенное в познании, не отдавая должного фундаментальной максиме, упускает из виду ее следствия и даже выступает против ее глубочайшего смысла.

Ключевые слова:

Фихте, наукоучение, философия истории, форма познания, принцип

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Fichte, J. G. (1991), Gesamtausgabe I, 8, Werke 1801–1806, Frommann Holzboog, Stuttgart, Bad Cannstatt, 493 p.

2. Bacon, F. (1858), The Works of Francis Bacon, Baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England, ed. by Spedding, J., Ellis, R. L. and Heath, D. D., vol. I, Longman & Co, London, 519 p.

Опубликован

30.09.2019

Как цитировать

де Карвалью, М. Ж. (2019). Fichte’s “empty form of knowledge”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 417–429. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.303