Истоки платоновской педагогики: введение в исследование диалогов малого Платона

  • Владимир Владимирович Прокопенко Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Украина, 61022, Харьков, пл. Свободы, 6

Аннотация

Среди платоновских сочинений выделяется группа диалогов, отличающихся малым объемом и бедностью содержания. Часто их считают или незрелыми опытами юного сократика Платона, или сочинениями учеников самого Платона. Большая часть их признается сегодня неподлинными. Традиционно эти диалоги оцениваются невысоко. В статье ставится задача пересмотреть отношение к диалогам «малого Платона», обладающим собственной ценностью, которая раскрывается при рассмотрении их в контексте педагогических стратегий Платона. Вопрос об аутентичности этих диалогов автор считает для их оценки несущественным, придерживаясь гипотезы о коллективном авторстве сочинений Платона, созданных в Академии. Также исключается и вопрос о хронологии: важен порядок чтения диалогов, а не порядок их создания. Платон, как утверждается в статье, никогда не разделял проблемы философии и образования, и сама философия понималась им как деятельность по воспитанию души. Диалоги созданы для достижения воспитательных целей, которые ставятся Платоном перед учениками, которым диалог адресован, и зависят от уровня их развития . В статье рассматриваются два малоисследованных в отечественной литературе диалога: «Клитофон» и «Феаг». Особое внимание уделено структуре, драматургии и риторике диалогов, поскольку именно в них воплощены дидактические замыслы Платона. Установлено, что эти диалоги посвящены проблемам воспитания мудрости и представляют собой апоретические введения к диалогам «Пир», «Теэтет», «Государство», в которых эти апории получают свое разрешение: в частности, так создается Платонова эротософия. Автор предлагает рассматривать отношения между этими диалогами как вызов и ответ. Платон устраивает перекличку диалогов: «большие диалоги» решают проблемы, поставленные в «малых», но и «Клитофон», и «Феаг» также важны для понимания «Пира», «Теэтета», «Государства», по отношению к которым они выполняют функцию своеобразного кода доступа.

Ключевые слова:

малый Платон, педагогический подход, диалог диалогов, эротософия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

References

Jaeger, W. (1947), Paideia: The Ideals of Greek Culture, vol. 2, Basil Blackwell, Oxford, 461 p.

Guthrie, W. K. C. (1975), A History of Greek Philosophy, in 6 vols, vol. 4, Cambridge University Press, Cambridge, 624 p.

Irwin, T. (1995), Plato`s Ethics, Oxford University Press, Oxford, 464 p.

Plato (1986), Dialogi [Dialogues], ed. by Losev, A. F., Mysl’ Publ., Moscow, 607 p. (In Russian)

Kanto-Sperber, M. (2006), Plato, in Grecheskaya filosofiya, vol. 1, Greko-latinskii kabinet Yu. A. Shichalina Publ., Moscow, pp. 204–332. (In Russian)

Shichalin, Yu. A. (2015), Plato: from Socrates to the presocratics?, Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I: Theology. Philosophy. Religious Studies, vol. 2, no. 58, pp. 27–42. (In Russian)

Vlastos, G. (1991), Socrates: Ironist and Moral Philosopher, Cambridge University Press, Cambridge, 334 p.

Vasil’ eva, T. V. (2008), The Way to Plato, in Vasil’ eva, T. V., Poetika antichnoy filosofii, Akademicheskii proekt Publ.; Triksta Publ., Moscow, pp. 217–397. (In Russian)

Thesleff, H. (1982), Studies in Platonic Chronology, Societas Scientiarum Fennica, Helsink, 283 p.

Alieva, O. V. (2012), “Socratics” and Λογος προτρεπτικος in IV cent. B. C., Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I: Theology. Philosophy. Religious Studies, vol. 3, no. 41, pp. 105–114. (In Russian)

Bowe, G. S. (2007), In Defense of Clitophon, Classical Philology, vol. 102, no. 3, pp. 245–264.

Davis, M. (1998), On the Intention of Plato’s Clitophon, Mètis: Anthropologie Des Mondes Grecs Anciens, vol. 13, no. 1, pp. 271–285.

Kremer, M. (2004), Plato’s Cleitophon: On Socrates and the Modern Mind, Lexington Books, Lanham, MD, 100 p.

Orwin, C. (1987), On Cleitophont, in Pangle, T. (ed) The Roots of Political Philosophy. Ten Forgotten Socratic Dialogues, transl, with interpretive essays, Cornell University Press, Ithaca and London, NY, pp. 111–131.

Slings, S. R. (ed.) (2004), Plato: Clitophon, Cambridge University Press, Cambridge, 380 p.

Roochnik, D. L. (1984), The Riddle of Cleitophon, Ancient Philosophy, vol. 4, no. 2, pp. 132–145.

Taylor, A. E. (1926), Plato. The Man and His Work, Methuen & Co LTD., London, 536 p.

Nails, D. (2002), The people of Plato: a prosopography of Plato and other Socratics, Hackett Publishing Company, Indianapolis, 464 p.

Plato (1997), Clitophon, in Cooper, J. M. and Huthinson, D. S. (eds), Plato. Complete works, Hackett Publishing Company, Indianapolis, pp. 965–971.

Plato (2008), The Symposium, Howatson, M. C. and Sheffield, F. C. C. (eds), transl. by Howatson,M. C., Cambridge University Press, Cambridge, 128 p.

Burnet, J. (1950), Greek Philosophy. Thales to Plato, Macmillan and Co. Ltd, London, 360 p.

Solov’ev, V. S. (1899), Reasoning on Theages, in Tvoreniia Platona, vol. 1, K. T. Soldatenkov Publ., Moscow, pp. 47–62. (In Russian)

Pangle, T. (1987), On the Theages, in Pangle, T. (ed.), The Roots of Political Philosophy. Ten Forgotten Socratic Dialogues, Cornell University Press, Ithaca and London, NY, pp. 147–175.

Benardete, S. (1953), The Daimonion of Socrates: A Study of Plato`s Theages: a dissertation submitted to the faculty of the division of the social sciences in candidacy for the degree of master of arts, Chicago University, Chicago, IL, 44 p.

Xenophon, Memorabilia (1994), transl. by Bonnette, A. L., Cornell University Press, Ithaca and London, NY, 171 p.

Plato (1997), “Theages”, in Cooper J. M. and Huthinson D. S. (eds), Plato. Complete works, Hackett Publishing Company, Indianapolis, pp. 627–639.

Опубликован
2019-09-30
Как цитировать
Прокопенко, В. В. (2019). Истоки платоновской педагогики: введение в исследование диалогов малого Платона. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 497–506. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.309