Истоки платоновской педагогики: введение в исследование диалогов малого Платона
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.309Аннотация
Среди платоновских сочинений выделяется группа диалогов, отличающихся малым объемом и бедностью содержания. Часто их считают или незрелыми опытами юного сократика Платона, или сочинениями учеников самого Платона. Большая часть их признается сегодня неподлинными. Традиционно эти диалоги оцениваются невысоко. В статье ставится задача пересмотреть отношение к диалогам «малого Платона», обладающим собственной ценностью, которая раскрывается при рассмотрении их в контексте педагогических стратегий Платона. Вопрос об аутентичности этих диалогов автор считает для их оценки несущественным, придерживаясь гипотезы о коллективном авторстве сочинений Платона, созданных в Академии. Также исключается и вопрос о хронологии: важен порядок чтения диалогов, а не порядок их создания. Платон, как утверждается в статье, никогда не разделял проблемы философии и образования, и сама философия понималась им как деятельность по воспитанию души. Диалоги созданы для достижения воспитательных целей, которые ставятся Платоном перед учениками, которым диалог адресован, и зависят от уровня их развития . В статье рассматриваются два малоисследованных в отечественной литературе диалога: «Клитофон» и «Феаг». Особое внимание уделено структуре, драматургии и риторике диалогов, поскольку именно в них воплощены дидактические замыслы Платона. Установлено, что эти диалоги посвящены проблемам воспитания мудрости и представляют собой апоретические введения к диалогам «Пир», «Теэтет», «Государство», в которых эти апории получают свое разрешение: в частности, так создается Платонова эротософия. Автор предлагает рассматривать отношения между этими диалогами как вызов и ответ. Платон устраивает перекличку диалогов: «большие диалоги» решают проблемы, поставленные в «малых», но и «Клитофон», и «Феаг» также важны для понимания «Пира», «Теэтета», «Государства», по отношению к которым они выполняют функцию своеобразного кода доступа.
Ключевые слова:
малый Платон, педагогический подход, диалог диалогов, эротософия
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.