Реформация как призыв к дискуссии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.311Аннотация
Началом европейской Реформации XVI в. принято считать создание и публикацию 95 тезисов против индульгенций Мартином Лютером в 1517 г. Существует множество интерпретаций того, почему это событие имело эпохальное значение. В рамках этих интерпретаций в содержании 95 тезисов усматривается революционный призыв, направленный на разрушение основ либо политического, либо экономического, либо церковного порядка. Все эти разнообразные теории сходятся в том, что поступок Лютера 1517 г. должен расцениваться как экстраординарное историческое событие. Вопреки этим теориям в данной статье сделан вывод о том, что создание 95 тезисов было рядовым эпизодом повседневной академической жизни. Последовавшая за публикацией 95 тезисов цепочка событий, приведших к началу Реформации, не связана напрямую ни с содержанием тезисов, ни с актом их публикации. Этот вывод основан на фрагментах из личной переписки Мартина Лютера 1517–1518 гг., новейших исторических исследованиях эпохи Реформации, а также анализе особенностей университетской жизни Европы и событий церковной истории XIV–XVI вв. Утверждается, что написание 95 тезисов было частью более чем вековой академической полемики между конкурировавшими университетскими традициями via antiqua и via moderna. Проводится параллель между борьбой философско-теологических школ via moderna и via antiqua и борьбой церковно-политических движений консилиаризма и сторонников папского единоначалия. Также высказывается мнение о том, что подлинной причиной начала Реформации стало противостояние между церковным руководством, которое препятствовало теологическим дискуссиям, и университетским сообществом, которое считало проведение дискуссий своим неотъемлемым правом.
Ключевые слова:
Реформация, Мартин Лютер, 95 тезисов, консилиаризм, via moderna, Констанцский собор, Пятый Латеранский собор
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.