Категория небытия в философии Платона

Авторы

  • Ярослав Анатольевич Слинин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.106

Аннотация

В статье анализируется трактовка, которую дает Платон взаимоотношению бытия и небытия. Он не подвергает сомнению тезис Парменида: «есть бытие, а небытия нет», но полагает, что если на нем зафиксироваться, то философскую мысль ждет застой. Абсолютного небытия нет, но, согласно Платону, небытие некоторым образом и в других формах все же взаимодействует с бытием. В диалогах «Парменид» и «Софист» он показывает, как небытие проникает в бытие, лишая его единства и цельности и превращая его во множество, каждый элемент которого тождествен самому себе и иной по отношению ко всем другим элементам. Под «иным» у Платона подразумевается небытие, но не абсолютное, а лишь относительное: небытие чем-то. В упомянутых диалогах взаимодействие бытия и небытия рассматривается применительно к «царству идей», к области родов, видов и общих качеств. В диалоге «Тимей» Платон вводит в рассмотрение еще и индивиды: единичные вещи с их единичными качествами. В мире индивидов относительное небытие тоже присутствует, но в нем небытие проявляет себя еще с одной стороны. Тут мы встречаемся с порождающе-уничтожающим небытием, каковое в царстве идей отсутствует. В самом деле, ведь всякая единичная вещь и всякое единичное качество возникают из небытия и затем небытием поглощаются, тогда как с родами, видами и общими качествами ничего подобного не происходит. С точки зрения Платона, индивиды получаются в результате воздействия на роды, виды и общие качества некой силы, которую он называет «восприемницей и кормилицей». Эта же сила привносит в мир индивидов и порождающе-уничтожающее небытие. Кроме того, восприемница и кормилица является субстратом огня, воздуха, воды и земли — четырех стихий, из которых состоят все вещи, существующие в природе. С Платоном тут согласен и Аристотель. Аристотелева первая материя имеет все основные черты платоновской восприемницы и кормилицы: она создает мир индивидов, являясь при этом субстратом тех же четырех стихий. Автор статьи считает, что первичной функцией восприемницы и кормилицы Платона, равно как и первой материи Аристотеля является создание индивидов; быть же субстратом стихий — дело вторичное и необязательное: ведь, например, у Эмпедокла те же самые стихии автономны и не имеют никакой общей подоплеки. 

Ключевые слова:

Платон, бытие, небытие, иное, род, вид, индивид, возникновение и уничтожение, восприемница и кормилица, Аристотель, первая материя

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.

2. Платон. Парменид // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346–412.

3. Платон. Софист // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 275–345.

4. Аристотель. Категории. С приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. М.: Либроком, 2011. 80 c.

5. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 421–500.

6. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. С. 379–440.

7. Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 1978. 556 с.

8. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79–420.

9. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. С. 63–368.

10. Аристотель. Категории // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 51–90.

11. Декарт Р. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 656 с.

12. Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 758–760.

References

1. Lebedev, A. V. (ed.) (1989), Pieces of Early Greek Philosophers, pt. 1, Nauka Publ., Moscow, 576 p. (In Russian)

2. Plato (1993), Parmenides, in Plato, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 2, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 346–412. (In Russian)

3. Plato (1993), Sophist, in Plato, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 2, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 275–345. (In Russian)

4. Aristotle (2011), Categories. Together with Porphyry’s Introduction to Aristotle’s Categories, Librokom Publ., Moscow, 80 p. (In Russian)

5. Plato (1993), Timaeus, in Plato, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 3, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 421–500. (In Russian)

6. Aristotle (1981), On Generation and Corruption, in Aristotle, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 3, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 379–440. (In Russian)

7. Berkeley, G. (1978), Writings, Mysl’ Publ., Moscow, 556 p. (In Russian)

8. Plato (1994), Republic, in Plato, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 3, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 79–420. (In Russian)

9. Aristotle (1975), Metaphysics, in Aristotle, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 1, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 63–368. (In Russian)

10. Aristotle (1978), Categories, in Aristotle, Sobranie sochinenii, in 4 vols., vol. 2, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 51–90. (In Russian)

11. Descartes, R. (1989), Collected Writings, in 2 vols., vol. 1, Mysl’ Publ., Moscow, 656 p. (In Russian)

12. Аverintsev, S. S. (1983), Christianity, Filosofskii entsiklopedicheskii slovar’, Gardariki Publ., Moscow, pp. 750–764. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2020

Как цитировать

Слинин, Я. А. (2020). Категория небытия в философии Платона. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(1), 69–81. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.106