ETHICAL EXEGESIS AND ETHICAL BODY IN THE PHILOSOPHY OF E. LEVINAS

Авторы

  • Irina Poleshchuk European Humanities University (Vilnius), Tauro g. 12, Vilnius 01114, Lithuania

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.304

Аннотация

Цель статьи - показать, что тезис Левинаса «этика как первая философия» предполагает радикально иной подход к философскому дискурсу и языку. Анализируя позицию Левинаса, автор демонстрирует, каким образом пересматривается паттерн прочтения и дискутирования, традиционно присущий западному философскому мышлению. Это предполагает определенные концептуальные шаги, описанные как этический экзегезис и этическое тело. Этический экзегезис представляет собой практику «слушать другого» и «быть для другого собеседника», которая направлена прежде всего на воплощенного субъекта во всех проявлениях его жизненного мира. Чтобы продемонстрировать принцип работы экзегезиса в модальностях чувствительности и воплощенной близости, в рамках феноменологической традиции автор рассматривает концепцию языка в философии Левинаса, а именно говорение и сказанное. Таким образом, основной тезис статьи состоит в следующем: Левинас не только пересматривает функционирование языка в философском дискурсе, но и открывает новые подходы к диалогу, способам участия и слушанию. Иными словами, объективирующий язык оказывается подчиненным этическому экзегезису, который описан Левинасом как встреча с воплощенным другим. Именно поэтому особое внимание уделяется рассмотрению структур чувствительности (наслаждение и голод) и близости, которые являются необходимыми компонентами, формирующими этическое тело. В статье поясняется также, что постоянное уточнение Левинасом концепции экзегезиса в различных его работах направлено на возвращение и приближение к трансценденции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

.

Levinas E. Otherwise than Being or Beyond Essence, trans. Alphonso Lingis. Pittsburgh, Duquesne University Press, 2006.

Cohen A. R. Levinasian Meditations. Ethics, Philosophy, and Religion. Pittsburgh, Duquesne University Press, 2010. 380 p.

Levinas E. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority, trans. Alphonso Lingis. Pittsburgh, Duquesne University Press, 2004. 540 p.

Levinas E. Proper Name, trans. Michael B. Smith, Stanford, Stanford University Press, 1976. хii + 191 p.

Critchley S. The Ethics of Deconstruction. Derrida and Levinas. West Lafayette, Purdue University Press, 1999. xv + 293 p.

Levinas E. Levinas Reader, ed. Sean Hand. Oxford, Basil Blackwell, 1989. 311 p.

Llewelyn J. Emmanuel Levinas. The Genealogy of Ethics. London, New York, Routledge, 1995. 256 p.

Levinas E. Collected Philosophical Papers, trans. Alphonso Lingis. The Hague, Martinus Nijhoff, 1987. 194 p.

Levinas E. Basic Philosophical Writings, eds. Adrian Peperzak, Simon Critchley, and Robert Bernasconi. Bloomington, Indiana University Press, 1996. 201 p.

Опубликован

07.12.2018

Как цитировать

Poleshchuk, I. (2018). ETHICAL EXEGESIS AND ETHICAL BODY IN THE PHILOSOPHY OF E. LEVINAS. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(3), 356–368. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.304