Философская экспертиза как фактор десубъективации техногенного тренда и достижения социальной справедливости

Авторы

  • Игорь Никифорович Тяпин Вологодский государственный университет, Российская Федерация, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15
  • Вадим Михайлович Маслов Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Российская Федерация, 603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.404

Аннотация

В статье обосновывается идея становления философской экспертизы как актуальной теоретико-практической формы решения судьбоносных проблем современности. Непосредственным истоком и примером философской экспертизы является гуманитарная экспертиза, вызванная к жизни достижениями и угрозами применения современных биотехнологий. Сложность проблем требовала обращения к различным специалистам и обычным людям. Сложился рабочий механизм диалога гражданского общества, научного сообщества с властью и бизнесом. Обозначались все новые сферы действительности, где можно и нужно было задействовать гуманитарную, социальную экспертизу. Все положительные достижения в области социальной, гуманитарной экспертизы обогащаются и обобщаются в рамках философской экспертизы. Философская экспертиза как новое качественное образование должна указать главное. Справедливость — интегрированная категория, имеющая одновременно социальное, нравственное, правовое и политическое (в том числе геополитическое) значение. Проблемы в области социальной справедливости следует считать фокусом негативных тенденций капиталистической глобализации, разрушающей государственный суверенитет и национальную идентичность. Техногенный тренд — ускоряющийся процесс распространения и развития всего связанного с техническим, технологическим в его соответствую- щей неопределенности и увеличивающемся влиянии на социальную жизнь, на судьбу человечества в форме катастроф, самоуничтожения, пост-вне-человеческого преодоления — еще сильнее консервирует и усиливает социальную несправедливость. Значительный манипулятивный потенциал техногенного тренда заключается как в самих технологиях, так и в оперировании ими как идеологией. Рассматриваются перспективы продуктивной философско-экспертной работы по решению глобальных проблем, смене негативного вектора функциональной взаимосвязи техногенных и социальных процессов на позитивный; по возвращению человеку, обществу и национальному государству роли субъектности в решении вопросов своего дальнейшего бытия.

Ключевые слова:

глобализация, социальная справедливость, техногенный тренд, NBICS-конвергенция, трансгуманизм, расчеловечивание, псевдорациональность, гуманитарная экспертиза, философская экспертиза

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Leksin, V. N. (2008), “Social justice as a norm”, Kontury global’nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, no. 6, pp. 125–136.

2. Lukov, V. A. (2012), “From social expertise to humanitarian expertise”, Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 114–118.

3. Kutyrev, V. A. (1994), Natural and artificial: the struggle of the worlds, Nizhnii Novgorod Publ., Nizhnii Novgorod. (In Russian)

4. Simon, H. (2004), The sciences of the artifical, rus. ed., trans. by Nappel’baum, E. L., Editorial URSS Publ., Moscow. (In Russian)

5. Castoriadis, C. (2003), The imaginary establishment of society, rus. ed., trans. by Volkova G., Gnozis: Logs Publ., Moscow. (In Russian)

6. Lektorskii, V. A. (ed.) (1995), Historical types of rationality, vol. 1, IF RAN Publ., Moscow. (In Russian)

7. Briekmont, J. and Sokal, A. D. (2002), The Intellectual tricks. Criticism of modern postmodern philosophy, Rus. ed., trans. by Kostikova, A. and Kralechkin, D., Dom intellektual’noi knigi Publ., Moscow. (In Russian)

8. Dugin, A. G. (2009), Post-philosophy. Three paradigms in the history of thought, MGU Publ., Moscow. (In Russian)

9. Gorina, A. V. (2011), “Scientific and philosophical-anthropological expertise: identity and differences”, Omskii nauchnyi vestnik, no. 5 (101), pp. 115–118.

10. Pronin, M. A., Yudin, B. G. and Sineokaia, Yu. V. (2017), “Philosophy as expert examination”, Filosofskii zhurnal, vol. 10, no. 2, pp. 79–96.

11. Tishchenko, P. D. (2009), “Human construction as re-de-con-struction”, Konstruirovanie cheloveka: sbornik trudov III Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Tomskogo politekhnicheskogo universiteta Publ., Tomsk, pp. 24–28. (In Russian)

12. Voronin, A. A. (2013), “Humanitarian expertise: research experience and problems”, Bioetika i gumanitarnaia ekspertiza, vol. 7, pp. 87–112.

13. Bekhmann, G. and Gorohov, V. G. (2012), “Socio-philosophical and methodological problems of handling technological risks in modern society”, Voprosy filosofii, no. 7, pp. 120–139.

14. Mitchem, C. (1995), What is the philosophy of technology?, rus. ed., trans. by Gorohov, V. G., Aspekt Press Publ., Moscow. (In Russian)

15. Tishchenko, P. D. (2008), “Philosophical grounds of humanitarian expertise”, Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 198-205.

16. Syrov, V. N. (2013), “Philosophical expertise: from metaphor to concept”, Filosofskoe obrazovanie:Vestnik Assotsiatsii filosofskikh fakul’tetov i otdelenii, vol. 1 (4), pp. 125–137.

17. Gorina, A. V. (2012), “Philosophical-anthropological examination of how socio-cultural technology”, Abstract of Ph.D. dissertation, Omsk state pedagogical University, Omsk. (In Russian)

18. Kortunov, V. V. and Shkeleta, V. O. (2014), “To the question of philosophical and cultural justification of humanitarian examination of socio-political processes”, Servis PLUS, vol. 8, no. 4, pp. 9–14.

19. Stepin, V. S. (2003), Theoretical knowledge, Progress-TraditsiiaPubl., Moscow, Russia. (In Russian)

20. Rapp, F. (1989), “Philosophy of technology: review”, in Arzakanyan, C. G. and Gorohov, V. G. (ed.), Filosofiia tekhniki v FRG, Progress, Moscow, pp. 24–53.

Опубликован

27.12.2019

Как цитировать

Тяпин, И. Н., & Маслов, В. М. (2019). Философская экспертиза как фактор десубъективации техногенного тренда и достижения социальной справедливости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 569–579. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.404