Природа конфликта: онтологический парадокс и экзистенциальное усилие принятия

Авторы

  • Екатерина Вячеславовна Биричева Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Российская Федерация, 620219, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.407

Аннотация

В статье исследуется фундаментальная природа конфликта в русле экзистенциальнофеноменологического подхода. Несмотря на то что проводилось огромное количество исследований, посвященных феномену конфликта, внимания его взаимосвязи с онтологическим парадоксом не уделялось. В данном контексте осуществляется попытка определить единое основание для понимания природы конфликта посредством переосмысления специфического положения человека в бытии. Это становится возможным благодаря разворачиванию комплексной экзистенциально-феноменологической методологии, состоящей в описании опыта участного переживания парадоксальной природы конфликта. Очевидно, что в конфликте происходит столкновение противоположностей, несовозможностей, противоречащих друг другу сторон. Однако где берут начало и где располагаются эти противоположности — в «социальном измерении» между людьми или же фундаментальная парадоксальность укоренена в каждом? В ходе поиска ответов на подобные вопросы показывается, что равно непродуктивны как игнорирование (избегание) осмысления такой ситуации, так и спешка срочного разрешения конфликта, искусственный выбор одной из противоположностей парадокса в качестве ценностно более значимой. Возможным решением представляется работа с онтологическим парадоксом в плане его феноменологического тщательного разбора и экзистенциального усилия принятия принципиальной никогда-до-конца-неразрешимости конфликта. Тем не менее последнее показывает парадоксальный путь продуктивного имения дела с человеческой конфликтностью, позволяющий глубоко понять ее природу в категориях конечности, полноты, «внутренней войны», собственного состояния и усилия приятия. Данный подход может быть в дальнейшем применен как в философских, так и в научных исследованиях на основе представленных категорий. Например, значительный интерес составляет исследование таких феноменов, как кризис, привычка, изменение, инновация и т. д., в свете настройки собственного состояния и усилия принятия.

Ключевые слова:

конфликт, природа конфликта, экзистенциально-феноменологический подход, онтологический парадокс, усилие принятия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Jenkins, R. (2000), “The Limits of Identity: Ethnicity, Conflict, and Politics”, Sheffield Online Papers in Social Research, no. 2, available at: https://www.sheffield.ac.uk/polopoly_fs/1.71447!/file/2jenkins.pdf (accessed: 06.08.2018).

2. Feldman, D. L. (2003), Conflict Diamonds, International Trade Regulation, and the Nature of Law, available at: http://scholarship.law.upenn.edu/jil/vol24/iss4/1 (accessed: 15.08.2016).

3. Oduro-Frimpong, J. (2007), “Semiotic silence: Its use as a conflictmanagement strategy in intimate relationships”, Semiotica, vol. 167, pp. 283–308.

4. Mitchel, A. (2009), “Conflict-in-Transformation: Ethics, Phenomenology and the Critique of the ‘Liberalising’ Peace”, International Peacekeeping. Special Issue: Liberal Peacebuilding Reconstructed, vol. 16, no. 5, pp. 667–684.

5. Aleinikov, A. V., Gazimagomedov, G. G. and Strebkov, A. I. (2017), “‘Surgery’ and ‘Therapy’ of Corruption: The Conflict Studies Dimension”, Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict studies, vol. 33, no. 4, pp. 528–540. (In Russian). DOI: https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu17.2017.411

6. Thucydides (1956), History of the Peloponnesian War in Four Volumes, vol. I, William Heinemann Publ., London.

7. Plato (1964), “First Alcibiades”, Charmides, Alcibiades I and II, Hipparchus, The Lovers, Theages, Minos, Epinomis, William Heinemann Publ., London, pp. 98–223.

8. Plato (1991), Republic, 2nd ed., Basic Books: A Division of Harper Collins Publishers.

9. Plato (1961), Laws, in 2 vols., William Heinemann Publ., London.

10. St. Augustine (1997), The Confessions, New City Press Publ., New York.

11. Abelard, P. (1995), “Ethics or ‘Know Yourself ’”, Ethical Writings, Hackett Publishing Company, Indianapolis, Cambridge, pp. 1–58.

12. Aquinas, T. (1955–1957), “Book II: Creation”, Summa contra Gentiles, Hanover House, New York.

13. Bacon, F. (2000), The New Organon, Cambridge University Press, Cambridge.

14. Descartes, R. (1991), Principles of Philosophy, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, Boston, London.

15. Descartes, R. (1989), The Passions of the Soul, Hackett Publishing Company, Indianapolis, Cambridge.

16. Hobbes, T. (1994), Leviathan: with selected variants of the Latin edition of 1668, Hackett Publishing Company, Indianapolis.

17. Locke, J. (1836), An Essay Concerning Human Understanding, T. Tegg and Son Publ., London, UK.

18. Nietzsche, F. (2002), Beyond Good and Evil: Prelude to a Philosophy of the Future, Cambridge University Press, New York.

19. Freud, S. (1989), New Introductory Lectures on Psycho-Analysis, Norton & Company Publ., London, New York.

20. Marcel, G. (1999), Essai de philosophie concrete, Gallimard Publ., Paris.

21. Merleau-Ponty, M. (2012), Phenomenology of Perception, Routledge Publ., New York.

22. Levinas, E. (1987), Time and the Other, Duquesne University Press, Pittsburgh.

23. Sartre, J.-P. (1992), Being and Nothingness: A Phenomenological Essay on Ontology, Washington Square Press, New York.

24. Heidegger, M. (2003), “Overcoming of Metaphysics”, The End of Philosophy, The University of Chicago Press, Chicago, USA, pp. 84–111.

25. Foucault, M. (1966/2002), The Order Of Things: An Archaeology of the Human Sciences, Routledge Publ., London, New York.

26. Deleuze, G., Guattari, F. (2000), Anti-Oedipus. Capitalism and Schizophrenia, University of Minnesota Press, Minneapolis.

27. Žižek, S. (2008), The Sublime Object of Ideology, Verso Publ., London, New York.

28. Badiou, A. (2006), Bodies, Languages, Truth, available at: http://www.lacan.com/badbodies.htm (accessed: 02.09.2016).

29. Kleiman, T. and Hassin, R. R. (2011), “Non-conscious Goal Conflicts”, Journal of Experimental Social Psychology, vol. 47, pp. 521–532.

30. Nancy, J.-L. (2000), Being Singular Plural, Stanford University Press, Stanford.

31. Rothman, J. (1997), Resolving Identity-Based Conflict: In Nations, Organisations, and Communities, Jossey-Bass Publishers, San Francisco.

32. Greco Morasso, S. (2008), “The ontology of Conflict”, Pragmatics & Cognition, vol. 16, no. 3, pp. 540–567.

33. Galtung, J. (1973), Theories of Conflict, University of Hawai’i Press, Honolulu.

34. Heidegger, M. (1977), “Science and Reflection”, The Question Concerning Technology and Other Essays, Garland Publishing Inc., New York, London, pp. 155–182.

35. Sartre, J.-P. (2005), Existentialism is a Humanism, available at: https://www.marxists.org/reference/archive/sartre/works/exist/sartre.htm (accessed: 06.08.2018).

36. Ortega y Gasset, J. (1962), History as a System and Other Essays Toward a Philosophy of History, Norton & Company Publ., New York, London.

37. Husserl, E. (1970), The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology, Northwestern University Press, Evanston.

38. Bakhtin, M. M. (1999), Toward a Philosophy of the Act, University of Texas Press, Austin.

39. Kant, I. (2002), Critique of Practical Reason, Hackett Publishing Company, Indianapolis, Cambridge.

40. Pape, C. (2016), “Husserl, Bakhtin, and the Other I. Or: Mikhail M. Bakhtin — a Husserlian?”, Horizon. Studies in Phenomenology, vol. 5, no. 2, pp. 271–289.

41. Popova, N., Moiseenko, Ya., and Beavitt, T. (2017), “Conformity in Modern science: An Engine of Societal Transformation?”, Changing Societies & Personalities, vol. 1, no. 3, pp. 237–258. DOI: http://dx.doi.org/10.15826/csp.2017.1.3.017

42. Deleuze, G. (1990), The Logic Of Sense, The Athlone Press, London.

43. Deleuze, G. (1997), Cinema 1: The Movement-Image, University of Minnesota Press, Minneapolis.

44. Plato (1931), “Parmenides”, Dialogues of Plato in Five Volumes, vol. IV, Oxford University Press, London, pp. 1–106.

45. Aristotle (1857), Metaphysics, Henry G. Bohn Publ., London, UK.

46. Nicholas of Cusa (2001), “On Not-other”, Complete philosophical and theological treatises of Nicholas of Cusa, vol. 2, A. J. Banning Press, Minneapolis, pp. 1108–1166.

47. Kierkegaard, S. (2006), Fear and Trembling, Cambridge University Press, Cambridge.

48. Brassier, R. (2011), “Concepts, Objects, Gems”, Theory after ‘Theory’, Routledge Publ., London, New York, pp. 278–292.

49. Mamardashvili, M. K. (1995), Lections on Proust: Psychological Topology of the Way, Ad Marginem Publ., Moscow. (In Russian).

50. Mamardashvili, M. K. and Piatigorskii, A. M. (1997), Symbol and Consciousness: Metaphysical Mediations on Consciousness, Symbolics and Language, Shkola “Iazyki russkoi kul’tury” Publ., Moscow. (In Russian).

51. Maikov, V. V. (1989), “Consciousness is Like a Paradox, to Which One Cannot Become Habituated + Interview with Merab Konstantinovich Mamardashvili”, Voprosy Filosofii, vol. 7, pp. 112–118.

52. Mamardashvili, M. K. (2010), “The Problem of Consciousness and the Philosopher’s Calling”, Russian Studies in Philosophy, vol. 49, is. 2, pp. 8–27.

53. Mamardashvili, M. K. (1992), How I Understand Philosophy, 2nd ed., Progress Publ., Moscow. (In Russian).

54. Dolzhenko, O. (2010), “How I Understand Philosophy: A Conversation with Merab Mamardashvili”, Russian Studies in Philosophy, vol. 49, is. 1, pp. 7–19.

55. Bibikhin, V. V. (2012), Property: The Philosophy of one’s own, Nauka Publ., Saint Petersburg. (In Russian).

56. Bibikhin, V. V. (1997), “One’s Own, Private Property + Economic, Ethics and Social Aspects of Market Economy in Present-day Russia”, Voprosy Filosofii, vol. 2, pp. 71–81.

57. Bibikhin, V. V. (1998), “One’s Own, Proper. What is Property in its Essence?”, Social Market Economy: Theory and Ethics of the Economic Order, pp. 115–127.

58. Bakeeva, E. V. (2009), To Accept the Paradox, or an Effort of Humility, Ural State University Press, Ekaterinburg. (In Russian).

59. Bakeeva, E. (2017), “The ontological sense of the concept of ‘Measure’”, Revista di Filosofia Neo-Scolastica, no. 2, pp. 471–483.

60. Derrida, J. (2005), Writing and Difference, Routledge Publ., London, New York, UK.

61. Bakeeva, E. V. (2002), Understanding as an Existential Problem, Ural State University Press, Ekaterinburg.(In Russian).

62. Tillich, P. (1980), The Courage to Be, Yale University Press, New Haven, London.

63. Aristotle (1959), Politics, William Heinemann Publ., London.

64. Simmel, G. (1908), Der Mensch als Feind, available at: http://socio.ch/sim/verschiedenes/1907/feind.htm (accessed: 06.08.2018).

65. Bakhtin, M. M. (1990), “Author and Hero in Aesthetic Activity”, Art and Answerability, University of Texas Press, Austin, Slavic Ser., no. 9, pp. 4–256.

66. Fromm, E. (1959), Values, Psychology and Human Existence, available at: https://opus4.kobv.de/opus4-Fromm/files/991/1959b-eng.pdf (accessed: 06.08.2018).

67. Fromm, E. (2008), To Have or to Be?, Continuum Publ., London, New York.

68. Heidegger, M. (1977), “The Turning”, The Question Concerning Technology and Other Essays, Garland Publishing Inc., New York, London, pp. 36–49.

69. Kierkegaard, S. (1992), Either/Or: A Fragment of Life, Penguin Classics, London.

70. Leibniz, G. W. (1898), The Monadology, English translation by Robert Latta, 1898, available at: http://home.datacomm.ch/kerguelen/monadology/monadology.html (accessed: 06.08.2018).

71. Heidegger, M. (2000), “Letter on Humanism”, Global Religious Vision, vol. I/I, pp. 83–109.

Опубликован

27.12.2019

Как цитировать

Биричева, Е. В. (2019). Природа конфликта: онтологический парадокс и экзистенциальное усилие принятия . Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 607–625. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.407