Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход

  • Татьяна Владимировна Черниговская Санкт-Петербургский государственный университет
  • Виктор Михайлович Аллахвердов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Александр Дмитриевич Коротков  Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН
  • Валерия Александровна Гершкович Санкт-Петербургский государственный университет
  • Максим Владимирович Киреев Санкт-Петербургский государственный университет
  • Вероника Константиновна Прокопеня Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Цель данного исследования — рассмотреть применение конвергентного подхода на примере изучения механизмов выбора значения в ситуации многозначности методами когнитивной психологии, лингвистики и нейрофизиологии. В статье описываются логика постановки проблемы конвергентного исследования и необходимые пререквизиты для реализации междисциплинарного подхода. В основу легло теоретическое предположение о том, что при первичном столкновении с многозначной информацией осуществляется выбор, что осознавать, а что — нет. При этом невыбранное значение не просто игнорируется, но активно подавляется. Следствием такого подавления будет его негативное последействие, а именно затруднение извлечения ранее подавленного значения. Использование метода фМРТ позволило судить о мозговых механизмах выбора значения слова, а поведенческое исследование — оценить последействие этого выбора. Благодаря совместной разработке дизайна представителями когнитивной психологии, лингвистики и нейрофизиологии удалось преодолеть существенную несовместимость методов. В результате анализа функциональной активности мозга было зафиксировано снижение локальной активации гиппокампа в процессе выбора значения многозначного слова, что свидетельствует в пользу гипотезы о вовлечении процессов подавления в разрешение многозначности. Эффекты, обнаруженные в поведенческом исследовании последействия совершенного выбора, лишь косвенно могут свидетельствовать в пользу наличия механизма активного подавления невыбранного значения. Наша работа еще раз показывает, как важны для мультидисциплинарных исследований механизмов работы мозга продуманность и философское обоснование самой постановки вопроса. Объединение усилий представителей разных наук дает качественно новое знание, которое невозможно было бы получить в иной экспериментальной ситуации.

Ключевые слова:

конвергентный подход, мультидисциплинарное исследование, многозначность, выбор значений, мозговые механизмы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Анохин, К. В. (2017), Мозг, сознание, интеллект: проект «когнитома», в Зиновьева, О. М., Солодухин, Ю. Н., Лепехин, В. А. и Зиновьева, К. А. (ред.), Александр Зиновьев и актуальные проблемы логики и методологии, М.: Канон+, с. 230–236.

2. Лекторский, В. А. (2011), Исследование интеллектуальных процессов в современной когнитивной науке: философские проблемы, в Дубровский, Д. И. и Лекторский, В. А. (ред.), Естественный и искусственный интеллект, М.: Канон+, с. 3–16.

3. Дубровский, Д. И. (2011), Актуальные проблемы интерсубъективности, в Дубровский, Д. И. и Лекторский, В. А. (ред.), Естественный и искусственный интеллект, М.: Канон+, с. 129–148.

4. Александров, Ю. И. (2009), От теории функциональных систем к системной психофизиологии, в Журавлева, А. Л., Сергиенко, Е. А. и Карпова, А. В. (ред.), Психология сегодня: теория, образование, практика, М.: Институт психологии РАН, с. 13–56.

5. Чалмерс, Д. (2013), Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории, пер. Васильев, В. В., М.: URSS, Либроком.

6. Crick, F. and Koch, Ch. (2007), A neurobiological framework for consciousness, in Velmans, M. and Schneider, S. (eds), The Blackwell Companion to Consciousness, Oxford: Blackwell, p. 567–579.

7. Серл, Дж. (2002), Открывая сознание заново, пер. Грязнов, А. Ф., М.: Идея-Пресс.

8. Черниговская, Т. В. (2012), Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети?, в Автономова, Н. С., Пружинин, Б. И. и Щедрина, Т. Г. (ред.), Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского, М.: РОССПЭН, с. 403–415.

9. Черниговская, Т. В. (2017), Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание, М.: Языки славянской культуры.

10. Дубровский, Д. И. (2015), Проблема «сознание и мозг»: Теоретическое решение, М.: Канон+.

11. Велихов, Е. П., Котов, А. А., Лекторский, В. А. и Величковский, Б. М. (2018), Междисциплинарные исследования сознания: 30 лет спустя, Вопросы философии, № 12, с. 5–17.

12. Чернавский, Д. С. (2014), Синергетика и информация. Динамическая теория информации, М.: Либроком.

13. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д. и Черноризов, А. М. (2018), Родословная «жизни сообща»: еще раз о скачках эволюции, Вопросы психологии, № 4, с. 3–19.

14. Дубровский, Д. И. (2017), Сознание как «загадка» и «тайна»: к парадоксам «радикального когнитивизма», Вопросы философии, № 9, с. 151–161.

15. Зинченко, В. П. и Моргунов, Е. Б. (1994), Человек развивающийся, М.: Тривола.

16. Аллахвердов, В. М. (1993), Опыт теоретической психологии, СПб.: Печатный двор.

17. Rubin, E. (1921), Visuell wahrgenommene Figuren, Copenhagen: Gyldendalske.

18. Gernsbacher, M. A. (1991), Cognitive processes and mechanisms in language comprehension: The structure building framework, in Bower, G. H. (ed.), The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory, New York: Academic Press, p. 217–263.

19. VanRullen, R. and Koch, C. (2003), Competition and selection during visual processing of natural scenes and objects, Journal of Vision, vol. 3 (1), p. 75–85.

20. Tipper, S. P. (1985), The negative priming effect: Inhibitory priming by ignored objects, The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 37 (4), p. 571–590.

21. Filippova, M. G. (2011), Does Unconscious Information Affect Cognitive Activity: A Study Using Experimental Priming, The Spanish Journal of Psychology, vol. 14 (1), p. 17–33.

22. Peterson, M. A., Cacciamani, L., Mojica, A. J. and Sanguinetti, J. L. (2012), Meaning can be accessed for the ground side of a figure, Journal of Gestalt Theory, vol. 34 (3), p. 297–314.

23. Anderson, M. C., Bjork, R. A. and Bjork, E. L. (1994), Remembering can cause forgetting: Retrieval dynamics in long-term memory, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory & Cognition, vol. 20, p. 1063–1087.

References

1. Anohin, K. V. (2017), Brain, mind, intelligence: the “cognitome” project, in Zinov’eva, O. M., Soloduhin, Ju. N., Lepehin, V. A. and Zinov’eva, K. A. (eds), Aleksandr Zinov’ev i aktual’nye problemy logiki i metodologii, Moscow: Kanon+ Publ., pp. 230–236. (In Russian)

2. Lektorskii, V. A. (2011), Studies of intellectual processes in modern сognitive science: philosophical problems, in Dubrovskii, D. I. and Lektorskii, V. A. (eds), Estestvennyi i iskusstvennyi intellekt, Moscow: Kanon+ Publ., pp. 3–16. (In Russian)

3. Dubrovskii, D. I. (2011), Actual problems of intersubjectivity, in Dubrovskii, D. I. and Lektorskii, V. A. (eds), Estestvennyi i iskusstvennyi intellekt, Moscow: Kanon+ Publ., pp. 129–148. (In Russian)

4. Aleksandrov, Ju. I. (2009), From the theory of functional systems to systemic psychophysiology, in Zhuravl’eva, A. L., Sergienko, E. A. and Karpova, A. V. (eds), Psikhologiia segodnia: teoriia, obrazovanie, praktika, Moscow: IP RAN Publ., pp. 13–56. (In Russian)

5. Chalmers, D. (2013), The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory, transl. by Vasil’ev, V., Moscow: URSS, Librokom Publ. (In Russian)

6. Crick, F. and Koch, Ch. (2007), A neurobiological framework for consciousness, in Velmans, M. and Schneider, S. (eds), The Blackwell Companion to Consciousness, Oxford: Blackwell, pp. 567–579.

7. Searle, J. (2002), The Rediscovery of the Mind, transl. by Griaznov, A., Moscow: Ideia-Press. (In Russian)

8. Chernigovskaia, T. V. (2012), Languages of mind: who reads texts of neural network, in Avtonomova, N. S., Pruzhinin, B. I. and Shchedrina, T. G. (eds), Chelovek v mire znaniia: K 80-letiiu Vladislava Aleksandrovicha Lektorskogo, Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 403–415. (In Russian)

9. Chernigovskaia, T. V. (2017), Cheshire Smile of Schrödinger’s Cat: Language and Mind, Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ. (In Russian)

10. Dubrovskii, D. I. (2015), The problem “mind and brain”: theoretical solution, Moscow: Kanon+ Publ.(In Russian)

11. Velikhov, E. P., Kotov, A. A., Lektorskii, V. A. and Velichkovskii, B. M. (2018), Interdisciplinary Studies of Mind: 30 years later, Voprosy filosofii, no. 12, pp. 5–17. (In Russian)

12. Chernavskij, D. S. (2014), Synergetics and information. Dynamic information theory, Moscow: Librokom Publ. (In Russian)

13. Asmolov, A. G., Shekhter, E. D. and Chernorizov, A. M. (2018), Family tree of “life together”: once again about the leaps of evolution, Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 3–19. (In Russian)

14. Dubrovskii, D. I. (2017), Mind as enigma and mystery: to the paradoxes of radical cognitivism, Voprosy filosofii, no. 9, pp. 151–161. (In Russian)

15. Zinchenko, V. P. and Morgunov, E. B. (1994), Developing human, Moscow: Trivola Publ. (In Russian)

16. Allakhverdov, V. M. (1993), Experience of theoretical psychology, St. Petersburg: Pechatnyi dvor Publ.(In Russian)

17. Rubin, E. (1921), Visuell wahrgenommene Figuren, Copenhagen: Gyldendalske.

18. Gernsbacher, M. A. (1991), Cognitive processes and mechanisms in language comprehension: The structure building framework, in Bower, G. H. (ed.), The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory, New York: Academic Press, vol. 27, pp. 217–263.

19. VanRullen, R. and Koch, C. (2003), Competition and selection during visual processing of natural scenes and objects, Journal of Vision, vol. 3 (1), pp. 75–85.

20. Tipper, S. P. (1985), The negative priming effect: Inhibitory priming by ignored objects, The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 37 (4), pp. 571–590.

21. Filippova, M. G. (2011), Does Unconscious Information Affect Cognitive Activity: A Study Using Experimental Priming, The Spanish Journal of Psychology, vol. 14 (1), pp. 17–33.

22. Peterson, M. A., Cacciamani, L., Mojica, A. J. and Sanguinetti, J. L. (2012), Meaning can be accessed for the ground side of a figure, Journal of Gestalt Theory, vol. 34 (3), pp. 297–314.

23. Anderson, M. C., Bjork, R. A. and Bjork, E. L. (1994), Remembering can cause forgetting: Retrieval dynamics in long-term memory, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory & Cognition, vol. 20, pp. 1063–1087.

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Черниговская, Т. В., Аллахвердов, В. М., Коротков, А. Д., Гершкович, В. А., Киреев, М. В., & Прокопеня, В. К. (2020). Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 675–686. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.406