Гегель — атеист и интуитивист в интерпретациях Александра Кожевникова (Кожева) и Николая Лосского

Авторы

  • Александр Аркадьевич Корольков Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.101

Аннотация

Русским философам-изгнанникам, покинувшим Россию в 20-х годах ХХ в., Александру Кожевникову (Кожеву) и Николаю Лосскому, принадлежат парадоксальные интерпретации Гегеля: у Кожева Гегель предстает как атеист, а у Лосского — как интуитивист. Оба философа повлияли на развитие западноевропейской философии, на современное прочтение текстов Гегеля. История русской философии будет обедненной, если забыть, что Кожевников лишь в зрелом возрасте приобрел известность как французский философ Кожев. В трактовке христианства сказалось влияние на Кожева философии Владимира Соловьева, о которой он написал свою первую диссертацию под руководством К.Ясперса. Внимание к христианскому пониманию любви как бесконечной власти над конечными проявлениями духа отразилось и в его курсах лекций о Гегеле, которые пользовались огромной популярностью во Франции, повлияв на формирование известных философов. Атеизм Гегеля в интерпретации Кожева не есть отрицание силы религии, поскольку у религии и философии общие интересы, обращенные к вечным темам, они различаются лишь методами постижения Абсолюта. Логика антропологического истолкования Гегеля привела Кожева к рационализации религии, возвысив над ней философию. Атеистическая антропология Гегеля превратилась у него в итог религиозной эволюции, теология в итоге вытеснена антропологией. Николай Лосский, написавший еще в дореволюционной России книгу об интуитивизме, в своем зарубежном творчестве расширил представления о нем, назвав Гегеля крайним интуитивистом. Основанием для такого вывода стало отстаивание Гегелем принципа тождества мышления и бытия, т.е. следование в познании логике предмета. Возможность устранить противоположность знания и бытия, о которой писал Гегель, интерпретируется Лосским как интуитивизм и даже эмпиризм.

Ключевые слова:

дух, атеизм, религия, Бог, антропология, интуитивизм, Гегель, Владимир Соловьев

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Левицкий, С. А. (1981), Очерки по истории русской философии и общественной мысли, Frankfurt am Main: Посев.

2. Кожев, А. (2003), Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля, в Кожев, А., Введение в чтение Гегеля, СПб.: Наука, с. 553–656.

3. Кожев, А. (2007), Религиозная метафизика Владимира Соловьева, в Кожев, А., Атеизм и другие работы, М.: Праксис, с. 175–257.

4. Руткевич, А. М. (2010), «Левое» гегельянство А. Кожева, Вопросы философии, No 10, с. 122–127.

5. Ильенков, Э. В. (1984), Диалектическая логика, М.: Мысль.

6. Кожев, А. (2003), Идея смерти в философии Гегеля (полный текст двух последних лекций из курса 1933–1934 учебного года), в Кожев, А., Введение в чтение Гегеля, СПб.: Наука, с. 657–716.

7. Кожев, А. (2003), Введение в чтение Гегеля, СПб.: Наука.

8. Спекторский, Е. В. (1932), Место Гегеля в истории философии, Записки Русского института в Белграде, вып. 7, с. 275–308.

9. Кожев, А. (2007), Атеизм и другие работы, М.: Праксис.

10. Гегель, Г. В. Ф. (1971), Философская пропедевтика, в Гегель, Г. В. Ф., Работы разных лет, т. 2, М.: Мысль, с. 6–209.

11. Гегель, Г. В. Ф. (1976), Философия религии, в 2 т., т. 2, М.: Мысль.

12. Гегель, Г. В. Ф. (1976), Философия религии, в 2 т., т. 1, М.: Мысль.

13. Ильин, И. А. (1994), Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, СПб.: Наука.

14. Чижевский, Д. И. (2007), Гегель в России, СПб.: Наука.

15. Лосский, Н. О. (1933), Гегель как интуитивист, Записки Русского научного института в Белграде, вып. 9, с. 275–289.

16. Зеньковский, В. В. (1989), История русской философии, т. 2, Париж: YMCA-Press.

17. Лосский, Н. О. (1991), Обоснование интуитивизма, в Лосский, Н. О., Избранное, М.: Правда, с. 13–334.

18. Руткевич, А. М. (2007), Предисловие, в Кожев, А., Атеизм и другие работы, М.: Праксис, с. 7–44.

References

1. Levitsky, S. A. (1981), Essays on the history of Russian philosophy and public thought, Frankfurt am Main: Posev Publ. (In Russian)

2. Kozhève, A. (2003), Dialectics of Hegel’s real and phenomenological method, in Introduction to the reading of Hegel, St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 553–656. (In Russian)

3. Kozhève, A. (2007), Religious metaphysics of Vladimir Solovyev, in Kozhève, A., Atheism and other works, Moscow: Praxis Publ., pp. 175–257. (In Russian)

4. Rutkevich, A. M. (2010), A. Kozhève’s Leftist Hegelianism, Voprosy filosofii, no. 10, pp. 122–127.

5. Ilyenkov, E. V. (1984), Dialectical logics, Moscow: Mysl Publ. (In Russian)

6. Kozhève, A. (2003), The idea of death in Hegel’s philosophy (full text of the two last lectures from the 1933–1934 academic year), in Introduction to the reading of Hegel, St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 657–716. (In Russian)

7. Kozhève, A. (2003), Introduction to the reading of Hegel, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

8. Spektorsky, E. V. (1932), Hegel’s place in the history of philosophy, Zapiski Russkogo instituta v Belgrade, iss. 7, pp. 275–308.

9. Kozhève, A. (2007), Atheism and other works, Moscow: Praxis Publ. (In Russian)

10. Hegel, G. W. F. (1971), Philosophical propaedeutics, in Hegel, G. W., Works of different years, vol. 2, Moscow: Mysl Publ., pp. 6–209. (In Russian)

11. Hegel, G. W. F. (1976), Philosophy of religion, in 2 vols, vol. 2, Moscow: Mysl Publ. (In Russian)

12. Hegel, G. W. F. (1976), Philosophy of religion, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Mysl Publ. (In Russian)

13. Ilyin, I. A. (1994), Hegel’s philosophy as a teaching on the concreteness of God and man, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

14. Tschižewskij, D. I. (2007), Hegel in Russia, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

15. Lossky, N. O. (1933), Hegel as an intuitivist, Zapiski Russkogo nauchnogo instituta v Belgrade, iss. 9, pp. 275–289.

16. Zenkovsky, V. V. (1989), History of Russian philosophy, vol. 2, Paris: YMCA-Press. (In Russian)

17. Lossky, N. O. (1991), The foundations of intuitivism, in Lossky, N. O., Selected works, Moscow: Praxis Publ., pp. 13–334. (In Russian)

18. Rutkevich, A. M. (2007), Foreword, in Kozhève, A., Atheism and other works, Moscow: Praxis Publ., pp. 7–14. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2021

Как цитировать

Корольков, А. А. (2021). Гегель — атеист и интуитивист в интерпретациях Александра Кожевникова (Кожева) и Николая Лосского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(1), 4–15. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.101