Woman, education and politics in Plato
DOI:
https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.107Аннотация
Статья рассматривает связи между образованием и политическими правами (и обязанностями), которые четко проговорены в платоновских диалогах «Государство» и «Законы». В Каллиполисе, проект которого создается Платоном в «Государстве», важнейшей цементирующей силой общества является сословие стражей. Показательно, что женщины в сословии стражей играют важную роль и получают воспитание, близкое к мужскому. В «Законах» женщины также получают практически полный спектр воспитания, в том числе военного. Подобный взгляд Платона резко контрастирует с представлениями о женской природе, которые были распространены в Античности. Платон полагал, что женское начало возникает из «сверхдуши», которая имеет мужскую природу («Тимей»), между женским и мужским нет абсолютного разрыва. В «Политике» Платон показывает, как феминное и маскулинное начала могут проявляться в социальных добродетелях граждан («уравновешенных» и «мужественных»). Вместе с тем в «Законах» Платон отказывает женщинам в реальных политических правах. Причиной этого являются земные реалии: поскольку реальное государство (условная «Магнезия») составлено не из божественных людей и детей богов, именно в женщине проявляется низшее, материальное, начало, которое делает, по мнению Платона, вручение ей рычагов управления обществом слишком рискованным предприятием. Т. Робинсон является автором тех разделов статьи, где поднимаются проблемы образования женщин-стражей, их правовой «вменяемости», соотнесения «гендерных» концепций «Государства» и «Законов». Р. Светлов подготовил страницы, посвященные проблеме дифференциации биологического пола и гендерных качеств в платоновской концепции души.
Ключевые слова:
Платон, философия образования, образование и политические права женщин
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Библиографические ссылки
Bertrand J.-M. Platon et les lois sur la discipline militaire. Quaderni del dipartimento di filologia, linguistica e tradizione classica “Augusto Rostagni” . Università degli Studi di Torino, 2001, 15 (2001), pp. 9–21.
Bobonich Chr. Plato’s Utopia Re-cast. Oxford, Clarendon Press, 2002. 400 p.
Загрузки
Опубликован
19.09.2018
Как цитировать
Робинсон, Т., & Светлов, Р. В. (2018). Woman, education and politics in Plato. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(1), 64–72. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.107
Выпуск
Раздел
Философия
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.