Философско-педагогические взгляды патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева)

  • Лев Евгеньевич Шапошников Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация

В статье анализируются историко-философские взгляды патриарха Кирилла и оценка им современной западной философии, которая сформировалась в эпоху постмодерна. Отличительной особенностью этого течения является размывание критериев, определяющих границу между добром и злом. Патриарх отмечает, что данные установки связаны с абсолютизацией человеческой свободы, рассматриваемой вне контекста ответственности индивида за свои поступки. В результате философия либерализма оправдывает отказ от христианских заповедей, ибо они подавляют свободу личности. Предстоятель Русской православной церкви подчеркивает важность сохранения «христианского измерения» человека, поскольку оно обеспечивает объективность оценки его поведения. Специально рассматривается отношение предстоятеля к отечественной философской традиции: она оценивается им как важное средство сохранения национальной идентичности. Представители русского религиозного ренессанса (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и др.), размышляя об актуальных проблемах, связанных с пониманием Церкви, общества, личности, смогли ответить на «вызовы времени» и удовлетворить «вопрошания» верующих. В работе уделяется внимание позиции патриарха по вопросам образования, оценке им реформ в этой сфере. Эти новации должны опираться на отечественные традиции, среди которых и фундаментальность образования. Поэтому, внедряя ЕГЭ как универсальную систему оценки знаний учащихся, педагоги должны так скорректировать учебные планы, чтобы сохранялась необходимость овладения базисными знаниями. Не приемлет глава Церкви и технократический подход к образованию, так как цель при этом сводится лишь к формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности. Он соглашается с тем, что выпускник школы должен обладать определенными компетенциями, связанными с его будущей практической деятельностью, но все-таки он должен знать и отечественную историю, и русскую литературу и культуру. Отмечается стремление предстоятеля РПЦ обосновать необходимость сохранения единства образования и воспитания как специфической черты русского просвещения.

Ключевые слова:

традиция, философия, либерализм, церковь, образование, воспитание, учитель, реформа, национальный

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (2014), Собрание трудов. Сер. III: Богословие и духовное просвещение, т. 1, М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ.

2. Кирилл (Гундяев), митрополит (2002), Здесь зародилась Святая Русь, Журнал Московской патриархии, No 8, с. 70–78.

3. Кирилл (Гундяев), патриарх (2012), Миссия государства в поддержании правды, Журнал Московской патриархии, No 11, с. 20–23.

4. Кирилл (Гундяев), патриарх (2012), Первосвятительское слово в праздник иконы Казанской Божией Матери, Журнал Московской патриархии, No 12, с. 16–18.

5. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (2015), Семь слов о русском мире, М.: Всемирный русский народный Собор.

6. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (2015), Собрание трудов. Сер. III: Богословие и духовное просвещение, т. 2, М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ.

7. Кирилл (Гундяев), патриарх (2010), Задача церкви — нести слово правды Божией, Журнал Московской патриархии, No 1, с. 30–37.

8. Кирилл (Гундяев), патриарх (2012), Высокая миссия православного просвещения, Журнал Московской патриархии, No 3, с. 38–42.

9. Кирилл (Гундяев), патриарх (2012), Слово церкви должно нести правду, Журнал Московской патриархии, No 2, с. 26–31.

References

1. Kirill, Patriarch of Moscow and all Russia (2014), Collected works, Ser. III: Theology and spiritual enlightenment, vol. 1, Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoi patriarkhii RPTS Publ. (In Russian)

2. Kirill (Gundyaev), Metropolitan (2002), Holy Russia was born here, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 8, pp. 70–78.

3. Kirill (Gundyaev), Patriarch (2012), Mission of the state in maintaining the truth, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 11, pp. 20–23.

4. Kirill (Gundyaev), Patriarch (2012), The Primate’s word on the feast of the icon of the Kazan mother of God, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 12, pp. 16–18.

5. Kirill, Patriarch of Moscow and all Russia (2015), Seven words about the Russian world, Moscow: Vsemirnyi russkii narodnyi Sobor Publ. (In Russian)

6. Kirill, Patriarch of Moscow and all Russia (2015), Collected works, Ser. III: Theology and spiritual enlightenment, vol. 2, Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoi patriarkhii RPTS Publ. (In Russian)

7. Kirill (Gundyaev), Patriarch (2010), The task of the Church is to carry the word of God’s truth, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 1, pp. 30–37.

8. Kirill (Gundyaev), Patriarch (2012), High mission of Orthodox enlightenment, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 3, pp. 38–42.

9. Kirill (Gundyaev), Patriarch (2012), The word of the Church must carry the truth, Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 2, pp. 26–31.

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Шапошников, Л. Е. (2021). Философско-педагогические взгляды патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(2), 338–351. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.212