ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. И. ГЕССЕНА

  • Лев Евгеньевич Шапошников Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Российская Федерация, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1;

Аннотация

В статье анализируются взгляды видного представителя русской философии и педагогики первой половины XX в., приват-доцента Санкт-Петербургского университета С. И. Гессена. Он стремится синтезировать философию и педагогику и обосновать, что последняя есть не что иное, как «прикладная философия». В работе рассматривается аргументация философа, призванная доказать это положение, а также его тезис о том, что «каждой философской дис- циплине соответствует особый раздел педагогики». Подобные установки, как показано в ста- тье, слишком категоричны, да и сам мыслитель все-таки признавал несводимость педагогики к философии. Много внимания в публикации уделяется оценке позиции С. И. Гессена по вопросу о соот- ношении свободы и принуждения в образовательной сфере. Он выделяет характерные при- знаки свободных действий, связывая их с творчеством, «развитием индивидуальности в че- ловеке». Воспитание, по его мнению, должно «отменить» принуждение, которому подвержен ребенок. В то же время в работе отмечается, что философ допускает определенную антиномич- ность во взглядах, признавая, что образование и воспитание невозможны без дисциплины, то есть определенного принуждения. С целью снятия этого противоречия он пытается выде- лить в принуждении элементы, которые сочетаются со свободой, и те его установки, которые элиминируют свободу. В этой связи возрастает роль учителя, который не должен силой навя- зывать ученикам свое мировоззрение и в то же время которому необходимо давать взвешен- ные, убедительные оценки обсуждаемых тем. В статье также анализируются взгляды С. И. Гессена на проблемы национального образова- ния. В заключение делается вывод об актуальности его философско-педагогического наследия и необходимости его изучения. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова:

образование, воспитание, цивилизация, культурные ценности, прикладная философия, личность, свобода, учитель, национальные традиции

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература


Белый А. Неославянофильство и западничество в современной русской философской мысли // Утро России. 1910. № 28. С. 2.

Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь 2001. 566 с.

Сувчинский П. П. К преодолению революции // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: Беловодье 1997. С. 205–223.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Философское общество СССР 1990. 246 с.


References


Belyj A. Neoslavjanofi l’stvo i zapadnichestvo v sovremennoj russkoj fi losofskoj mysli [Neo Slavophilism and Westernism in the modern Russian philosophy]. Utro Rossii [Morning of Russia]1910 no. 28 pp. 2. (In Russian)

Gessen S. I. Pedagogicheskie sochinenija [Pedagogic writings]. Saransk Red October Publ. 2001. 566 p. (In Russian)

uvchinskij P. P. K preodoleniju revoljucii [Overcoming the revolution]. Russkij uzel evrazijstva. Vostok v russkoj mysli. Sbornik trudov evrazijcev [Th e Russian hub of Eurasianism. Th e East in the Russian thought. Collection of eurosianists’ papers]. Moscow Belovod’e Publ.1997 pp. 205–223. (In Russian)

erdjaev N. A. Sud’ba Rossii [Th e destiny of Russia]. Moscow USSR Philosophical society Publ. 1990. 246 p. (In Russian)
Опубликован
2018-10-05
Как цитировать
Шапошников, Л. (2018). ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. И. ГЕССЕНА. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 32(1), 89-97. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/2182