ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. И. ГЕССЕНА
Аннотация
В статье анализируются взгляды видного представителя русской философии и педагогики первой половины XX в., приват-доцента Санкт-Петербургского университета С. И. Гессена. Он стремится синтезировать философию и педагогику и обосновать, что последняя есть не что иное, как «прикладная философия». В работе рассматривается аргументация философа, призванная доказать это положение, а также его тезис о том, что «каждой философской дис- циплине соответствует особый раздел педагогики». Подобные установки, как показано в ста- тье, слишком категоричны, да и сам мыслитель все-таки признавал несводимость педагогики к философии. Много внимания в публикации уделяется оценке позиции С. И. Гессена по вопросу о соот- ношении свободы и принуждения в образовательной сфере. Он выделяет характерные при- знаки свободных действий, связывая их с творчеством, «развитием индивидуальности в че- ловеке». Воспитание, по его мнению, должно «отменить» принуждение, которому подвержен ребенок. В то же время в работе отмечается, что философ допускает определенную антиномич- ность во взглядах, признавая, что образование и воспитание невозможны без дисциплины, то есть определенного принуждения. С целью снятия этого противоречия он пытается выде- лить в принуждении элементы, которые сочетаются со свободой, и те его установки, которые элиминируют свободу. В этой связи возрастает роль учителя, который не должен силой навя- зывать ученикам свое мировоззрение и в то же время которому необходимо давать взвешен- ные, убедительные оценки обсуждаемых тем. В статье также анализируются взгляды С. И. Гессена на проблемы национального образова- ния. В заключение делается вывод об актуальности его философско-педагогического наследия и необходимости его изучения. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова:
образование, воспитание, цивилизация, культурные ценности, прикладная философия, личность, свобода, учитель, национальные традиции
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.