Философско-педагогические взгляды патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.212Аннотация
В статье анализируются историко-философские взгляды патриарха Кирилла и оценка им современной западной философии, которая сформировалась в эпоху постмодерна. Отличительной особенностью этого течения является размывание критериев, определяющих границу между добром и злом. Патриарх отмечает, что данные установки связаны с абсолютизацией человеческой свободы, рассматриваемой вне контекста ответственности индивида за свои поступки. В результате философия либерализма оправдывает отказ от христианских заповедей, ибо они подавляют свободу личности. Предстоятель Русской православной церкви подчеркивает важность сохранения «христианского измерения» человека, поскольку оно обеспечивает объективность оценки его поведения. Специально рассматривается отношение предстоятеля к отечественной философской традиции: она оценивается им как важное средство сохранения национальной идентичности. Представители русского религиозного ренессанса (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и др.), размышляя об актуальных проблемах, связанных с пониманием Церкви, общества, личности, смогли ответить на «вызовы времени» и удовлетворить «вопрошания» верующих. В работе уделяется внимание позиции патриарха по вопросам образования, оценке им реформ в этой сфере. Эти новации должны опираться на отечественные традиции, среди которых и фундаментальность образования. Поэтому, внедряя ЕГЭ как универсальную систему оценки знаний учащихся, педагоги должны так скорректировать учебные планы, чтобы сохранялась необходимость овладения базисными знаниями. Не приемлет глава Церкви и технократический подход к образованию, так как цель при этом сводится лишь к формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности. Он соглашается с тем, что выпускник школы должен обладать определенными компетенциями, связанными с его будущей практической деятельностью, но все-таки он должен знать и отечественную историю, и русскую литературу и культуру. Отмечается стремление предстоятеля РПЦ обосновать необходимость сохранения единства образования и воспитания как специфической черты русского просвещения.
Ключевые слова:
традиция, философия, либерализм, церковь, образование, воспитание, учитель, реформа, национальный
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.