Специфика историко-философского исследования в гуманитарных науках

Авторы

  • Александр Александрович Львов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.307

Аннотация

Современная наука междисциплинарна, и знание добывается в тесном сотрудничестве специалистов самого разного профиля и компетенций. Философия оказывается эффективной в прояснении смысла тех или иных понятий, разграничении нормативного и эмпирического, определении того, касаются ли различия в позициях участников дискуссий словоупотребления или же они отличны по существу. Философы активно помогают развивать самые разные отрасли гуманитарных и общественных наук, они востребованы в науках о природе — при этом они признают, что несмотря на разнообразие направлений их исследований, для них самих объединяющим эти направления фактором является история философии. В обзорной статье мы рассматриваем вопрос о том, можно ли говорить о каком-то специфическом влиянии, оказываемом профессиональными историками философии на иные науки. Ограничившись рамками гуманитарного знания, мы прослеживаем, какие существуют направления в современном диалоге гуманитарных наук и историко-философских исследований, а также рассматриваем, какой вклад вносят историки философии в область исторических наук, в различные направления политических исследований, в гендерные исследования, антропологию, теологию и религиозную философию, а также в артикуляцию практического аспекта философии как образа жизни. Несмотря на то что история философии зачастую воспринимается как дисциплина вспомогательная, вклад историков философии в развитие смежных и не примыкающих непосредственно к философии гуманитарных наук существенен: с их помощью осуществляется реконструкция генеалогии смыслов, а концепты или идеи начинают проясняться по мере артикуляции родной для них культурной среды.

Ключевые слова:

историки философии, генеалогия смыслов, гуманитарные науки, междисциплинарность, академическая философия, практическая философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bourget, D. and Chalmers, D. (2013), What Do Philosophers Believe? URL: https://philpapers.org/archive/bouwdp (дата обращения: 20.04.2021).

Graphing the history of philosophy (2015). URL: http://www.coppelia.io/wp-content/uploads/2015/08/philprettyv4.png (дата обращения: 20.04.2021).

Noichl, M. (2019), Modeling the structure of recent philosophy, Synthese, vol. 198, pp. 5089–5100. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11229-019-02390-8 (дата обращения: 20.04.2021).

Жмудь, Л. Я. (2012), Пифагор и ранние пифагорейцы, М.: Университет Дмитрия Пожарского, Русский Фонд Содействия Образованию и Науке.

Козлов, С. Л. (2020), Имплантация. Очерки генеалогии историко-филологического знания во Франции, М.: Новое литературное обозрение.

Edelstein, D. (2010), The Enlightenment. A Genealogy, Chicago and London: The University of Chicago Press.

Атнашев, Т. и Велижев, М. (2018), Кембриджская школа: история и метод, в Атнашев, Т. и Велижев, М. (сост.), Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, М.: Новое литературное обозрение, с. 7–50.

Richter, M. (1996), Opening a Dialogue and Recognizing an Achievement: A Washington Conference on the «Geschichtliche Grundbegriffe», Archiv für Begriffsgeschichte, vol. 39, pp. 19–26.

Pocock, J. G. A. (1975), The Machiavellian Moment. Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Быстров, В. Ю. и Камнев, В. М. (2019), Историки философии и идеология: русский опыт, Studia Culturae, № 41, c. 18–30.

Hutton, S. (2015), «Blue-Eyed Philosophers Born on Wednesdays»: An Essay on Women and History of Philosophy, The Monist, vol. 98, no. 1, The History of Women’s Ideas, p. 7–20.

Heinämaa, S. (2016), Hermeneutics and Feminist philosophy, in Keane, N. and Lawn, C. (eds), The Blackwell Companion to Hermeneutics, Oxford: Blackwell Publishing Ltd, p. 557–573.

Schott, R. M. (2007), Feminism and the History of Philosophy, in Alkoff, L. M. and Kittay, E. F. (eds), The Blackwell Guide to Feminist Philosophy, Oxford: Blackwell Publishing Ltd, p. 43–63.

Бейт, М. (2021), Периодическая таблица феминизма, М.: Ад Маргинем Пресс.

Westerkamp, D. (2008), The Platonic Distinction: German Enlightenment Historiography of Jewish Thought, History and Theory, vol. 47, p. 533–559.

Stern, J. (2017), What a Jewish Philosophy Might Be (If It Exists): A View from the Middle Ages, in Iyyun: The Jerusalem Philosophical Quarterly / עיון: רבעון פיליוסופי, vol. 66, p. 227–257.

Serebriany, S. (2016), The Concept of “Indian Philosophy” as a Product of Intercultural Dialogue (Wilhelm Halbfass’s India and Europe Revisited), Politeja, no. 40, p. 227–252.

Крупнин, Г. Н. (2001), Республика ученых, в Марков, Б. В., Солонин, Ю. Н. и Парцвания, В. В. (ред.), Отчуждение человека в перспективе глобализации мира, вып. 1, СПб.: Петрополис, с. 5–7.

Graness, A. (2016), Writing the history of philosophy in Africa: where to begin? Journal of African Cultural Studies, vol. 28, no. 2, p. 132–146.

Radford-Curry, B. (2013), The Reality of Black Philosophy, The Black Scholar, vol. 43, no. 4, p. 146–151.

Curry, T. J. (2011), The Derelictical Crisis of African American Philosophy: How African American Philosophy Fails to Contribute to the Study of African-Descended People, Journal of Black Studies, vol. 42, no. 3, p. 314–333.

Goto-Jones, C. (2013), What is (Comparative) Philosophy? in Philosophy, vol. 88, no. 343, p. 133–140.

Beuchot, M. (1998), The History of Philosophy in Colonial Mexico, Washington, D.C.: The Catholic University of America Press.

Rettová, A. (2016), African philosophy as a radical critique, Journal of African Cultural Studies, vol. 28, no. 2, p. 127–131.

Chen, Y., Wang, X. and Teng, J. (2006), Revival and Significance of Political Philosophy at Present Time, Frontiers of Philosophy in China, vol. 1, no. 3, p. 506–515.

Єременко, О. М. и Окороков, В. Б. (2020), Метафористика «критики чистого розуму», Науково-теоретичний альманах «Гранi», т. 1, № 4, с. 118–131.

Neiman, S. (2015), Evil in Modern Thought: An Alternative History of Philosophy, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Gore, A. (2007), Earth in the Balance. Forging a New Common Purpose, New York: Earthscan.

Готтлиб, Э. (2020), Мечта о Просвещении. Рассвет философии Нового времени, М.: Альпина нон-фикшн.

Lehmbrock, V. (2016), Zur Geschichte einer Metakategorie: Das ‚Empirische‘ inderdeutschen Ökonomischen Aufklärung und frühen Agrarwissenschaftum 1800, Berichte zur Wissenschaftsgeschichte, vol. 39, S. 79–98.

Ambury, J. M., Irani, T. and Wallace, K. (eds) (2020), Metaphilosophy. Special is.: Philosophy as a Way of Life, vol. 51, no. 2–3, p. 159–482.

Рингер, Ф. (2008), Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890–1933, М.: Новое литературное обозрение.

Львов, А. А. (2019), Конкуренция мировоззрений в сфере образования, в Осипов, И. Д. и Погодин, С. Н. (ред.), Философия образования. История и современность, СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, с. 46–66.

Elsner, J. (2013), Paideia: Ancient Concept and Modern Reception, International Journal of the Classical Tradition, vol. 20, no. 4, p. 136–152.

Meehan, S. R. (2016), Metonymies of Mind: Ralph Waldo Emerson, William James, and the Rhetoric of Liberal Education, Philosophy & Rhetoric, vol. 49, no. 3, p. 277–299.

Барашков, В. В., Дамте, Д. С. и Панина, С. А. (2018), У истоков религиоведения: Из истории зарубежного религиоведения XIX — первой половины ХХ веков, М.: ЛЕЛАНД.

Kittel, G., Friedrich, G. and Bromiley, G. W. (eds) (1985), Theological Dictionary of the New Testament, Devon, Exeter, Devon: The Paternoster Press.

Naugle, D. K. (2002), Worldview: the History of a Concept, Grand Rapids: W. B. Eerdmans.

Львов, А. А. (2020), Современные концепции феномена мировоззрения, Вестник Русской христианской гуманитарной академии, т. 21, № 2, с. 11–23.

Юркевич, П. Д. (1990), Сердце и его значение в духовной жизни человека, в Юркевич, П. Д., Сочинения, М.: Правда, с. 69–103.

Lai, P. and Lam, J. (eds) (2010), Sino-Christian Theology: A Theological Qua Cultural Movement in Contemporary China, Frankfurt a. M. et al.: Peter Lang AG.

Nasr, S. H., Aminrazavi, M. (eds) (2010), An Anthology of Philosophy in Persia, vol. 3: Philosophical Theology in the Middle Ages and Beyond from Muʿtazilī and Ashʿarī to Shīʿī Texts, London, New York: I. B. Tauris & Co Ltd.

Hansson, S. O. (2008), Philosophy and Other Disciplines, Metaphilosophy, vol. 39, no. 4/5, p. 472–483.


References

Bourget, D. and Chalmers, D. (2013), What Do Philosophers Believe? Available at: https://philpapers.org/archive/bouwdp (accessed: 20.04.2021).

Graphing the history of philosophy, 2015. Available at: http://www.coppelia.io/wp-content/uploads/2015/08/philprettyv4.png (accessed date: 20.04.2021).

Noichl, M. (2019), Modeling the structure of recent philosophy, Synthese. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s11229-019-02390-8 (accessed: 20.04.2021).

Zhmud’, L. Ia. (2012), Pythagoras and Early Pythagorians, Moscow: Dmitri Pozharsky University, Russian Foundation for Support of Education and Science. (In Russian)

Kozlov, S. L. (2020), The Sketches of Genealogy of Historical-Philological Scholarship in France, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Edelstein, D. (2010), The Enlightenment. A Genealogy, Chicago and London: The University of Chicago Press.

Atnashev, T. and Velizhev, М. (2018), The Cambridge School: History and Method, in Atnashev, T. and Velizhev, М (eds), The Cambridge School: Theory and Practice of Intellectual History, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 7–50. (In Russian)

Richter, M. (1996), Opening a Dialogue and Recognizing an Achievement: A Washington Conference on the “Geschichtliche Grundbegriffe”, Archiv für Begriffsgeschichte, vol. 39, pp. 19–26.

Pocock, J. G. A. (1975), The Machiavellian Moment. Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Bystrov, V. Iu. and Kamnev, V. M. (2019), The Historians of Philosophy and Ideology: Russian Experience, Studia Culturae, no. 41, pp. 18–30. (In Russian)

Hutton, S. (2015), “Blue-Eyed Philosophers Born on Wednesdays”: An Essay on Women and History of Philosophy, The Monist, vol. 98, no. 1, The History of Women’s Ideas, pp. 7–20.

Heinämaa, S. (2016), Hermeneutics and Feminist philosophy, in Keane, N. and Lawn, C. (eds), The Blackwell Companion to Hermeneutics, Oxford: Blackwell Publishing Ltd, pp. 557–573.

Schott, R. M. (2007), Feminism and the History of Philosophy, in Alkoff, L. M. and Kittay, E. F. (eds), The Blackwell Guide to Feminist Philosophy, Oxford: Blackwell Publishing Ltd, pp. 43–63.

Bate, М. (2021), The Periodic Table of Feminism, Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Westerkamp, D. (2008), The Platonic Distinction: German Enlightenment Historiography of Jewish Thought, History and Theory, vol. 47, pp. 533–559.

Stern, J. (2017), What a Jewish Philosophy Might Be (If It Exists): A View from the Middle Ages, in Iyyun: The Jerusalem Philosophical Quarterly / עיון: רבעון פיליוסופי, vol. 66, pp. 227–257.

Serebriany, S. (2016), The Concept of “Indian Philosophy” as a Product of Intercultural Dialogue (Wilhelm Halbfass’s India and Europe Revisited), in Politeja, no. 40, pp. 227–252.

Krupnin, G. N. (2001), The Republic of Letters, in Markov, B. V., Solonin, Yu. N. and Partsvaniya, V. V. (eds), The Alienation of Man in the Perspective of the World Globalization, is. 1, St Petersburg: Petropolis Publ., pp. 5–7. (In Russian)

Graness, A. (2016), Writing the history of philosophy in Africa: where to begin? Journal of African Cultural Studies, vol. 28, no. 2, pp. 132–146.

Radford-Curry, B. (2013), The Reality of Black Philosophy, The Black Scholar, vol. 43, no. 4, pp. 146–151.

Curry, T. J. (2011), The Derelictical Crisis of African American Philosophy: How African American Philosophy Fails to Contribute to the Study of African-Descended People, Journal of Black Studies, vol. 42, no. 3, pp. 314–333.

Goto-Jones, C. (2013), What is (Comparative) Philosophy? in Philosophy, vol. 88, no. 343, pp. 133–140.

Beuchot, M. (1998), The History of Philosophy in Colonial Mexico, Washington, D.C.: The Catholic University of America Press.

Rettová, A. (2016), African philosophy as a radical critique, Journal of African Cultural Studies, vol. 28, no. 2, pp. 127–131.

Chen, Y., Wang, X. and Teng, J. (2006), Revival and Significance of Political Philosophy at Present Time, in Frontiers of Philosophy in China, vol. 1, no. 3, pp. 506–515.

Yeremenko, O. M. and Okorokov, V. B. (2020). Metaphorics of “critique of pure reason”, Scientific and theoretical almanac «Grani», vol. 23, no. 4, 118–131. (In Russian)

Neiman, S. (2015), Evil in Modern Thought: An Alternative History of Philosophy, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Gore, A. (2007), Earth in the Balance. Forging a New Common Purpose, New York: Earthscan.

Gottlieb, E. (2020), The Dream of Enlightenment. The Rise of Modern Philosophy, Moscow: Al’pina non-fikshn. (In Russian)

Lehmbrock, V. (2016), Zur Geschichte einer Metakategorie: Das ‚Empirische‘ inderdeutschen Ökonomischen Aufklärung und frühen Agrarwissenschaftum 1800, Berichte zur Wissenschaftsgeschichte, vol. 39, S. 79–98.

Ambury, J. M., Irani, T., Wallace, K. (eds) (2020), Metaphilosophy. Special is.: Philosophy as a Way of Life, vol. 51, no. 2–3, pp. 159–482.

Ringer, F. (2008), The Decline of the German Mandarins. The German Academic Community 1890–1933, in Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

L’vov, А. А. (2019), The Competition of Worldviews in the Sphere of Education, in Osipov I. D. and Pogodin S. N. (eds), Philosophy of Education. History and Modernity, St Petersburg: POLITEKh-PRESS, pp. 46–66. (In Russian)

Elsner, J. (2013), Paideia: Ancient Concept and Modern Reception, International Journal of the Classical Tradition, vol. 20, no. 4, pp. 136–152.

Meehan, S. R. (2016), Metonymies of Mind: Ralph Waldo Emerson, William James, and the Rhetoric of Liberal Education, Philosophy & Rhetoric, vol. 49, no. 3, pp. 277–299.

Barashkov, V. V., Damte, D. S., Panina, S. A. (2018), At the Origins of Religious Studies: From the History of Foreign Religious Studies XIX — first part ХХ centuries, Moscow: LELAND. (In Russian)

Kittel, G., Friedrich, G. and Bromiley, G. W. (eds) (1985), Theological Dictionary of the New Testament. Devon, Exeter, Devon: The Paternoster Press.

Naugle, D. K. (2002), Worldview: the History of a Concept, Grand Rapids: W. B. Eerdmans.

L’vov, А. А. (2020), The Current Conceptions of the Worldview Phenomenon, Review of THE Christian Academy for the Humanities, vol. 21, no. 2, pp. 11–23. (In Russian)

Yurkevich, P. D. (1990), Heart and its Meaning in the Spiritual Life of Man, in Yurkevich, P. D, Sochineniia, Moscow: Pravda Publ., pp. 69–103. (In Russian)

Lai, P. and Lam, J. (eds) (2010), Sino-Christian Theology: A Theological Qua Cultural Movement in Contemporary China, Frankfurt a. M. et al.: Peter Lang AG.

Nasr, S. H. and Aminrazavi, M. (eds.) (2010), An Anthology of Philosophy in Persia. Volume 3: Philosophical Theology in the Middle Ages and Beyond from Muʿtazilī and Ashʿarī to Shīʿī Texts, London and New York: I. B. Tauris & Co Ltd.

Hansson, S. O. (2008), Philosophy and Other Disciplines, Metaphilosophy, vol. 39, no. 4/5, pp. 472–483.

Загрузки

Опубликован

22.10.2021

Как цитировать

Львов , А. А. (2021). Специфика историко-философского исследования в гуманитарных науках. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 449–463. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.307

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)