Истористские практики в ситуации метамодерна

Авторы

  • Александр Александрович Львов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.207

Аннотация

Статья посвящена ответу на вопрос о концептуальной жизнеспособности метамодерна, пришедшего на смену постмодернистскому дискурсу, при этом фокус внимания сосредоточен на частном конкретном случае переосмысления истористских воззрений, все чаще возникающих в  связи с  задачей творческого обоснования теории истории. Обозначенную проблему предполагается решить, во-первых, показав, что метамодерновые практики актуализируют особого типа субъект, который может быть востребован в контексте истористского творчества, во-вторых, проанализировав, каковы будут стратегии выстраивания вновь возникающего истористского нарратива после критики проектов «больших историй», выдвинутой постмодерном. Тем самым мы стремимся проанализировать эпистемологический и эстетический аспекты историзма в  ситуации метамодерна. Возвращение к  принципам историзма на выстроенных современными авторами (Б. Латур, Г. Харман, Д. Харауэй и др.) основаниях кажется нам дискуссионным, поэтому особое внимание в статье уделено критике связанных с ними концептуальных проблем. В результате исследования мы приходим к следующим выводам: метамодерн требует возрождения особого субъекта, причем само возрождение с необходимостью связано с эстетическим переосмыслением субъекта, сформированного эпохой модерна и нейтрализованного постмодернистским релятивизмом. Далее, субъект метамодерна может быть описан как «мерцающий» в том смысле, что он не является готовым конструктом, а находится в постоянном становлении, проходя такие «узловые точки», в которых проявляется его обусловленность совокупностью обстоятельств настоящего. Наконец, эстетические инструменты, способствующие формированию метамодернового субъекта, позволяют также формировать и постисторические нарративы, в которых принцип событийности восстанавливает единство времени и пространства взаимодействия различных акторов.

Ключевые слова:

историзм, метамодерн, постмодерн, модерн, эстетизация истории, постистория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Vermeulen, T. and Akker, R. van den. (2010), Notes on metamodernism, Journal of Aesthetics & Culture, vol. 2 (1). https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677

Дьяков, А.В. (2023), На пути к новому историзму, или Назад в будущее: от истории-травмы к антикварной истории, Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия, № 2 (48), c. 20–23.

Кант, И. (2008), Критика чистого разума, СПб.: Наука.

Koljevic Griffith, B.N. (2022), Foucault’s biopolitics as neoliberalism and the twenty-first century, Философия истории философии, т. 3, с. 327–340.

Schneider, J. (2012), Haraway’s Viral Cyborg, Women’s Studies Quarterly, vol. 40, no. 1/2, pp. 294–300.

Rothberg, M. (2006), Against Zero-Sum Logic: A Response to Walter Benn Michaels, American Literary History, vol. 18 (2), pp. 303–311.

Michaels, W.B. (1996), Posthistoricism, Transition, vol. 70, pp. 4–19.

Скляр, А.В. (2020), Философия осознанности в обществе метамодерна как способ преодоления феномена «массового человека», European Journal of Humanities and Social Sciences, no. 3, c.159–165.

Пискарев, П.М. (2019), Homo beatus — человек метамодерна, Власть и общество, № 8 (8), c.4–12.

Коромыслов, В.В. (2020), От «свободы» постмодерна к ответственности и мудрости метамодерна, Международный научно-исследовательский журнал, № 3–2 (93), c. 91–94.

Vermeulen, T. and Akker, R. van den (2015), Utopia, Sort of: A Case Study in Metamodernism, Studia Neophilologica, no. 87, pp. 55–67.

Brunton, J. (2018), Whose (Meta)modernism?: Metamodernism, Race, and the Politics of Failure, Journal of Modern Literature, vol. 41 (3), pp. 60–76.

Зорькин, В.Д. (2019), Право метамодерна: постановка проблемы, XI Петербургский международный юридический форум. URL: https://pravo.ru/lf/opinion/211536/ (дата обращения: 22.10.2023).

Gwyer, K. (2015), Beyond Lateness? “Postmemory” and the Late(st) German-Language Family Novel, New German Critique, no. 125, pp. 137–153.

Гадамер, Г.-Г. (1991), О круге понимания, в: Гадамер, Г.-Г., Актуальность прекрасного, М.: Искусство, с. 72–82.

Боднар, Е.А. (2019), «Интерсубъективность» Ю.Хабермаса и «солидарность» Р.Рорти, Гуманитарный акцент, № 2, с. 19–23.

Harman, G. (2016), Immaterialism. Objects and Social Theory, Malden, MA: Polity Press.

Кшевин, Н.В.Потапчук, В.И. (2020), Оценка роли Теодора Рузвельта в подписании Портсмутского мирного договора в контексте объектно-ориентированной онтологии, в: Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, Хабаровск, с. 14–24.

Корниенко, А.Г. (2023), Принцип историзма как критический инструмент современной социологии науки, в: Человек, интеллект, познание. Материалы XXI Международной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук, Новосибирск, с. 88–90.

Делёз, Ж. (2015), Лекции о Лейбнице. 1980, 1986/87, М.: Ад Маргинем Пресс.

Лиотар, Ж.-Ф. (1998), Состояние постмодерна, М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя.

Rae, G. (2014), The Philosophical Roots of Donna Haraway’s Cyborg Imagery: Descartes and Heidegger Through Latour, Derrida, and Agamben, Human Studies, vol. 37, no. 4, pp. 505–528.


References

Vermeulen, T. and Akker, R. van den. (2010), Notes on metamodernism, Journal of Aesthetics & Culture, vol. 2 (1). https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677

Dyakov, А.V. (2023), Toward a New Historicism, or Back to the Future: from history-trauma to antiquarian history, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia, no. 2 (48), pp. 20–23. (In Russian)

Kant, I. (2008), The Critique of Pure Reason, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Koljevic Griffith, B.N. (2022), Foucault’s biopolitics as neoliberalism and the twenty-first century, Философия истории философии, т. 3, с. 327–340.

Schneider, J. (2012), Haraway’s Viral Cyborg, Women’s Studies Quarterly, vol. 40, no. 1/2, pp. 294–300.

Rothberg, M. (2006), Against Zero-Sum Logic: A Response to Walter Benn Michaels, American Literary History, vol. 18 (2), pp. 303–311.

Michaels, W.B. (1996), Posthistoricism, Transition, vol. 70, pp. 4–19.

Sklyar, А.V. (2020), Philosophy of mindfulness in metamodern society as a way of overcoming the phenomenon of “mass man”, European Journal of Humanities and Social Sciences, no. 3, pp. 159–165. (In Russian)

Piskaryov, P.М. (2019), Homo beatus — a metamodern man, Vlast’ i obshchestvo, no. 8 (8), pp. 4–12. (In Russian)

Koromyslov, V.V. (2020), From postmodern “freedom” to metamodern responsibility and wisdom, Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal, no. 3–2 (93), pp. 91–94. (In Russian)

Vermeulen, T. and Akker, R. van den (2015), Utopia, Sort of: A Case Study in Metamodernism, Studia Neophilologica, no. 87, pp. 55–67.

Brunton, J. (2018), Whose (Meta)modernism?: Metamodernism, Race, and the Politics of Failure, Journal of Modern Literature, vol. 41 (3), pp. 60–76.

Zor’kin, V.D. (2019), Metamodern law: framing the problem, in: XI Peterburgskii mezhdunarodnyi iuridicheskii forum. Available at: https://pravo.ru/lf/opinion/211536/ (accessed: 22.10.2023). (In Russian)

Gwyer, K. (2015), Beyond Lateness? “Postmemory” and the Late(st) German-Language Family Novel, New German Critique, no. 125, pp. 137–153.

Gadamer, H.-G. (1991), On the circle of understanding, in: Gadamer, H.-G., The relevance of beauty, Moscow: Iskusstvo Publ, pp. 72–82. (In Russian)

Bodnar, Е.А. (2019), “Intersubjectivity” by J.Habermas and “solidarity” by R.Rorty, Gumanitarnyi aktsent, no. 2, pp. 19–23. (In Russian)

Harman, G. (2016), Immaterialism. Objects and Social Theory, Malden, MA: Polity Press.

Kshevin, N.V. and Potapchuk,V.I. (2020), Assessing Theodore Roosevelt’s role in the signing of the Portsmouth Peace Treaty in the context of object-oriented ontology, in: Mezhkul’turnyi dialog v prostranstve stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. Materialy III Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Khabarovsk, pp. 14–24. (In Russian)

Kornienko, А.G. (2023), The Principle of Historicism as a Critical Tool of Modern Sociology of Science, in: Chelovek, intellekt, poznanie. Materialy XXI Mezhdunarodnoi konferentsii molodykh uchenykh v oblasti gumanitarnykh i sotsial’nykh nauk, Novosibirsk, pp. 88–90. (In Russian)

Deleuze, G. (2015), Lectures on Leibniz. 1980, 1986/87, Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Lyotard, J.-F. (1998), The Postmodern Condition, Moscow: Institut eksperimental’noi sotsiologii; St Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

Rae, G. (2014), The Philosophical Roots of Donna Haraway’s Cyborg Imagery: Descartes and Heidegger Through Latour, Derrida, and Agamben, Human Studies, vol. 37, no. 4, pp. 505–528.

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Львов, А. А. (2024). Истористские практики в ситуации метамодерна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 258–268. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.207

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)