Did the Greeks have a worldview? A comparative study of worldview’s genealogy

Авторы

  • Александр Александрович Львов Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.405

Аннотация

В статье тщательно анализируется классическое положение М.Хайдеггера, в котором он утверждает, что мировоззрение является преимущественно современным концептом и что в античности не было сформулировано ничего подобного. Используя методологию философской компаративистики, автор показывает, что можно предложить своего рода генеалогию понятия мировоззрение и указать привязки к его проявлениям в эллинистической культуре и философии, а также в мысли раннего Нового времени. Мировоззрение можно анализировать не просто как лингвистический феномен, но как метаконцепт, артикулированный в  неновоевропейских контекстах и  признанный «мировоззрением» на языке современной философии. Рассматривая древнегреческое понятие αἵρεσις, автор имеет в  виду его принципиальные аспекты в  смысле «философской школы». Автор считает, что можно провести семантическую параллель с термином Weltanschauung, возникшим в  контексте немецкой классической философии и обладающим своими эпистемологическими особенностями и потенциями. В доказательство своего утверждения автор ссылается на идеи древнегреческих и эллинистических мыслителей, а также наиболее выдающихся сторонников и критиков понятия мировоззрение в новоевропейской (преимущественно немецкой) философии. В заключении обобщены основные черты, которые автор считает соизмеримыми с  чертами αἵρεσις, а именно: 1) появление в «поворотные моменты» ключевых периодов истории; 2) артикуляция идеи целостности и связности Вселенной («мира»); 3) свободный выбор человека поддерживать конкретное учение или точку зрения на Вселенную, или мир в широком смысле слова, в связи с пониманием его устройства и своих моральных принципов.

Ключевые слова:

αἵρεσις, Weltanschauung, генеалогия мировоззрения, Мартин Хайдеггер, Кристиан Гюйгенс, философская компаративистика, эллинистическая философия, философская антропология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Heiddegger, M. (1989), Die Grundprobleme der Phänomenologie, in: Heidegger, M., Gesamtausgabe, vol. 24, Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.

Bloch, A. (1958), Zwei Beiträge zur lateinischen Wortkunde, Museum Helveticum, vol. 15, no. 2, pp. 130–138.

Aristotle (1915), Magna Moralia, transl. by Ross, W.D., Oxford: Claredon Press.

Algra, K., Barnes, J., Mansfeld, J. and Schofield, M. (eds) (1999), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy, Cambridge: Cambridge University Press.

Alexander of Aphrodisias (2001), On Aristotle Topics 1, transl. by Van Ophuijsen, J.M., London: Duckworth.

Zhmud’, L.Ya. (2002), The Origin of History of Science in Antiquity, St Petersburg: RKhGI Publ. (In Russian)

Farrington, B. (1947), Head and Hand in Ancient Greece. Four Studies in the Social Relations of Thought, London: Thinker’s Library.

Jaeger, W. (1943), Paideia: The Ideas of the Greek Culture, vol. 2: In Search of the Divine Center, New York: Oxford University Press.

Glucker, J. (1978), Antiochus and the Late Academy, Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Diogenes Laёrtius (1959), Lives of Eminent Philosophers, transl. by Hicks, R.D., Cambridge, Mass.: Harvard University Press; London: William Heinemann, Ltd.

Bekker, I. (1854), Suidae Lexicon, Berlin.

Seneca (1925), Ad Lucilium Epistulae Morales, Cambridge, Mass.: Harvard University Press; London: William Heinemann, Ltd.

Zhmud’, L.Ya. (2012), Pythagoras and Early Pythagoreans, Moscow: Russkii fond sodeistviia obrazovaniiu i nauke Publ. (In Russian)

Lampe, G.W.H. (ed.) (2009), A Patristic Greek Lexicon, Oxford: Clarendon Press.

Kittel, G. (1964), Theological Dictionary of the New Testament, vol. 1, Grand Rapids, MI: Eerdmans.

Baumgarten, A. (1739), Metaphysica, Halle Magdeburgicae.

Scheler, M. (2007), Die Stellung des Menschen im Kosmos, Bonn: Bouvier.

Kant, I. (1914), Critique of Judgement, London: MacMillan and Co.

Hegel, G.W.F. (1993), Introductory Lectures on Aesthetics, London and New York: Penguin Books.

Shurbelev, A. (2015), Translator’s Afterword, in: Heidegger, M., Hegel, St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., pp. 280–319. (In Russian)

Dahlstrom, D. (2013), Martin Heidegger. Available at: https://www.bu.edu/philo/files/2013/09/dmartin-heidegger.pdf (accessed: 06.06.2022).

Inwood, M. (1999), A Heidegger Dictionary, Oxford: Blackwell Publishers.

Heidegger, M. (2007), Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkes, in: Heidegger, M., Gesamtausgabe, vol. 14, Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, pp. 67–90.

Sextus Empiricus (1933), Outlines of Pyrrhonism, transl. by Bury, R.G., London: William Heinemann Ltd.; New York: G.P.Putnam’s Sons.

Beiser, F.C. (2016), Weltschmerz. Pessimism in German Philosophy, Oxford: Oxford University Press.

Huet, P.-D. (1725), Philosophical Treatise Concerning the Weakness of Human Understanding, London.

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Львов, А. А. (2022). Did the Greeks have a worldview? A comparative study of worldview’s genealogy. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 500–511. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.405

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)