Роль нарративного подхода в формировании экологической культуры, или К вопросу о человекоразмерности

Авторы

  • Ирина Олеговна Щедрина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.314

Аннотация

Нарратив и как феномен, и как подход, и как практика конституируется в философской методологии и гуманитарной науке благодаря неклассическим философским проектам XX в. Фактически, именно фундаментальная теоретико-методологическая проблематика, в которой слово рассматривается как источник познания (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Рикёр, Г. Шпет), становится стержневой для дальнейшего осмысления истории, культуры и науки сквозь призму нарратива. В настоящее время к нарративной проблематике обращается все большее число представителей различных научных дисциплин (методологов науки, психологов, филологов, социологов, юристов, историков, культурологов), осмысливающих влияние культурных факторов на мотивацию ученого, на способы функционирования и трансляции знания в обществе, а также на формирование и сохранение экологии культуры как исключительного феномена, что подчеркивает актуальность и многоплановость нарративного подхода в условиях современности. В данном контексте специфический ракурс приобретают философско-методологические разработки В. С. Стёпина, в частности сформулированные им идеи «человекоразмерности» и «человекоразмерной системы» («человекоразмерных комплексов»). В статье проводится мысль о том, что обращение к нарративной тематике в социокультурном и экологическом контексте позволяет зафиксировать роль и место человека в человекоразмерных системах, а также уточнить границы этих систем. Речь идет именно об экологической культуре техногенной цивилизации: цивилизация невозможна без культуры, без ценностной, эстетической, гуманитарной составляющей. Нарратив оказывается включенным в исследование человекоразмерной системы, поскольку сам человек погружен в культурную ситуацию повествования.

Ключевые слова:

человекоразмерность, экология, культура, нарратив, человекоразмерные системы, риски, техногенная цивилизация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Петров, М. К. (1987), Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли, Вопросы истории естествознания и техники, № 3, с. 100–109.

Петров, М. К. (2003), Человекоразмерность и мир предметной деятельности, Человек, № 1, с. 5–18.

Петров, М. К. (2012), Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления, Социология науки и технологий, т. 3, № 3, с. 97–111.

Смирнов, С. А. (2019), Человекоразмерность города, ΠΡΑΞΗΜΑ, № 2 (20), с. 13−32.

Огурцов, А. П. (2013), Системный анализ науки: идеи эквифинальности и человекоразмерности, Эпистемология и философия науки, т. XXXVII, № 3, с.190−204.

Трофимов, В. В. (2014), Человекоразмерность как фактор гуманитаризации научно-технического знания, Научные ведомости. Философия. Социология. Право, № 22 (193), вып. 30, с. 176–178.

Стёпин, В. С. (2011), Цивилизация и культура, СПб.: СПбГУП.

Черникова, И. В. (2017) Процедура интерпретации в современном естествознании, Вестник Томского государственного университета, № 425, c. 105–111.

National Academy of Sciences (2016), The Science and Entertainment Exchange. URL: www.scienceandentertainmentexchange.org (дата обращения: 17.04.2021).

Dahlstrom, M. F. (2014), Using narratives and storytelling to communicate science with nonexpert audiences, Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, vol. 111, supp. 4: The Science of Science, Communication II, p. 13614−13620.

Николаев, С. Ю. (2006), Рациональность в становлении современной научной парадигмы, Вестник ДГТУ, т. 6, № 1 (28), с. 46‒50.

Щедрина, И. О. (2019), Человекоразмерные системы и нарратив, Первые Степинские чтения. Современный этап развития науки и кризис техногенной цивилизации. Материалы конференции с международным участием. Москва 5–6 ноября 2019 года, отв. ред. Буданов, В. Г. и Лекторский, В. А., Курск: Университетская книга, с. 69‒71.

Стёпин, В. С. (2000), Теоретическое знание, М.: Прогресс-Традиция.

Эпштейн, М. (2007), Жизнь как нарратив и тезаурус, Московский психотерапевтический журнал, № 4, c. 47−56. URL: http://www.emory.edu/INTELNET/Epstein_life_thesaurus.htm (дата обращения: 17.04.2021)

Дридзе, Т. М. (2000), Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии, Социологические исследования, № 2, с. 20−28.

Дридзе, Т. М. (1998), Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении, Человек, № 2, с. 95–105.

Herman, D. (2018), Narratology beyond the Human: Storytelling and Animal Life, NY: Oxford University Press.

Cronon, W. (1996) The Trouble with Wilderness: Or, Getting Back to the Wrong Nature, Environmental History, vol. 1, no. 1, p. 7−28.

Register, R. (1987), Ecocity Berkeley: Building Cities for a Healthy Future, Berkeley: North Atlantic Books.

Tan-Mullins, M. (2018), Who Are Green Cities Actually For? RCC Perspectives, no. 1, p. 33−38.

Bracke, A., Corporaal, M. (2010), Ecocriticism and English Studies: An Introduction, English Studies, vol. 91, iss. 7, p. 709–712.

James, E., Morel, Eric (2018), Ecocriticism and Narrative Theory: An Introduction, English Studies, vol. 99, iss. 4, p. 355−365.

Муравьева, Л. Е. (2018), Нарративная репрезентация риска и коллективная память: к постановке проблемы, Новый филологический вестник, № 1 (44), c. 57‒68.

Singer, A., Gray, S., Sadler, A., Olabisi, L. S., Metta, K., Wallace, R., Lopez, M. C., Introne, J., Gorman, M. and Henderson, J. (2017), Translating community narratives into semi-quantitative models to understand the dynamics of socio-environmental crises, Environmental Modelling & Software, no. 97, p. 46‒55.

Ryan, J. Ch. (2012), Narrative Environmental Ethics, Nature Writing, and Ecological Science as Tradition: Towards a Sponsoring Ground of Concern, Philosophy Study, vol. 2, no. 11, p. 822−834.

Robertson, M., Nichols, P., Horwitz, P., Bradby, K. and MacKintosh, D. (2001), Environmental Narratives and the Need for Multiple Perspectives to Restore Degraded Landscapes in Australia, Ecosystem Health, vol. 6, iss. 2, p. 119−133.

Стёпин, В. С. (2011), Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры, Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, № 1, c. 8−17.


References

Petrov, M. K. (1987), Pentekontera. In the First Grade of the European School of Thought, Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, no. 3, pp. 100–109. (In Russian)

Petrov, M. K. (2003), Human-sizedness and the World of Objective Activity, Chelovek, no. 1, pp. 5−18. (In Russian)

Petrov, M. K. (2012), Systems Approach and Human-sizedness of Theoretical Thinking, Sotsiologiia nauki i tekhnologii, vol. 3, no. 3, pp. 97−111. (In Russian)

Smirnov, S. A. (2019), Human-sizedness of the city, ΠΡΑΞΗΜΑ, no. 2 (20), pp. 13−32. (In Russian)

Ogurtsov, A. P. (2013), Systems Analysis of Science: Ideas of Equifinality and Human-sizedness, Epistemology and Philosophy of Science, vol. XXXVII, no. 3, pp. 190−204. (In Russian)

Trofimov, V. V. (2014), Human-sizedness as a Factor in Humanizing Scientific and Technical Knowledge, Nauchnye vedomosti. Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, no. 22 (193), iss. 30, pp. 176−178. (In Russian)

Stepin, V. S. (2011), Civilization and Culture, St. Petersburg: SPbGUP Publ. (In Russian)

Chernikova, I. V. (2017), Interpretation procedure in modern natural science, Tomsk State University Journal, no. 425, pp. 105−111. (In Russian)

National Academy of Sciences (2016), The Science and Entertainment Exchange. Available at: www.scienceandentertainmentexchange.org (accessed: 17.04.2021).

Dahlstrom, M. F. (2014), Using narratives and storytelling to communicate science with nonexpert audiences, Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, vol. 111, suppl. 4: The Science of Science, Communication II, pp. 13614−13620.

Nikolaev, S. Iu. (2006), Rationality in Forming the Modern Scientific Paradigm, Vestnik DGTU, vol. 6, no. 1 (28), pp. 46−50. (In Russian)

Shchedrina, I. O. (2019), Human-sized Systems and Narrative, in Budanov, V. G. and Lectorsky, V. A. (eds.-in chief), First Stepin Readings. The Current Stage of Development of Science and the Crisis of Technogenic Civilization. Conference Materials with International Participation. Moscow, November 5−6, Kursk: University book, pp. 69‒71. (In Russian)

Stepin, V. S. (2000), Theoretical knowledge, Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

Epstein, M. (2007), Life as a Narrative and Thesaurus, Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal, no. 4, pp. 47−56. Available at: http://www.emory.edu/INTELNET/Epstein_life_thesaurus.htm (accessed: 17.04.2021) (In Russian)

Dridze, T. M. (2000), Ecoanthropocentric Model of Social Cognition as a Way to Overcome the Paradigmatic Crisis in Sociology, Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 2, pp. 20−28. (In Russian)

Dridze, T. M. (1998), Ecoanthropocentric Paradigm in Social Cognition and Social Management, Chelovek, no. 2, pp. 95−105. (In Russian)

Herman, D. (2018), Narratology Beyond the Human: Storytelling and Animal Life, New York: Oxford University Press.

Cronon, W. (1996), The Trouble with Wilderness: Or, Getting Back to the Wrong Nature, Environmental History, no. 1 (1), pp. 7−28.

Register, R. (1987), Ecocity Berkeley: Building Cities for a Healthy Future, Berkeley: North Atlantic Books.

Tan-Mullins, M. (2018), Who Are Green Cities Actually For? RCC Perspectives, no. 1, pp. 33−38.

Bracke, A. and Corporaal, M. (2010), Ecocriticism and English Studies: An Introduction, English Studies, vol. 91, iss. 7, pp. 709–712.

James, E., Morel, Eric (2018), Ecocriticism and Narrative Theory: An Introduction, English Studies, vol. 99, iss. 4, pp. 355−365

Muravyova, L. E. (2018), Narrative Risk Representation and Collective Memory: Towards a Problem Statement, Novyi filologicheskii vestnik, no. 1 (44), pp. 57−68. (In Russian)

Singer, A., Gray, S., Sadler, A., Olabisi, L. S, Metta, K., Wallace, R., Lopez, M. C, Introne, J., Gorman, M. and Henderson, J. (2017), Translating Community Narratives Into Semi-quantitative Models to Understand the Dynamics of Socio-environmental Crises, Environmental Modelling & Software, no. 97, pp. 46−55.

Ryan, J. Ch. (2012), Narrative Environmental Ethics, Nature Writing, and Ecological Science as Tradition: Towards a Sponsoring Ground of Concern, Philosophy Study, vol. 2, no. 11, pp. 822−834.

Robertson, M., Nichols, P., Horwitz, P., Bradby, K. and MacKintosh, D. (2001), Environmental Narratives and the Need for Multiple Perspectives to Restore Degraded Landscapes in Australia, Ecosystem Health, vol. 6, iss. 2, pp. 119−133.

Stepin, V. S. (2011), Philosophical Analysis of the Worldview Universals of Culture, Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, no. 1, pp. 8−17.

Загрузки

Опубликован

26.10.2021

Как цитировать

Щедрина , И. О. (2021). Роль нарративного подхода в формировании экологической культуры, или К вопросу о человекоразмерности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 544–553. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.314

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)