Этические понятия в русской религиозно-дидактической литературе XVII в.

Авторы

  • Татьяна Витаутасовна Чумакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.316

Аннотация

Статья посвящена анализу этических понятий в русской религиозно-дидактической литературе XVII в. Основными источниками исследования были стали буквари, которые издавались в Москве. Это два букваря, изданных Василием Бурцовым, а также букварь Кариона Истомина, «Азбука с орацией» и рукописный сборник «Алфавитицы дидаскала». Эти буквари можно рассматривать как религиозно-дидактическую литературу, поскольку помимо грамматики эти учебные пособия включали в свой состав «Сказание о письменах» Черноризца Храбра, обширные религиозно-антропологические рассуждения, а также молитвы, Символ веры, Декалог (впрочем, он появляется только в тексте Кариона Истомина), Заповеди блаженства и другие тексты, входившие в католические катехизисы того времени, а также в «Исповедание веры» киевского митрополита Петра Могилы (для составления своего «Исповедания» Могила использовал католический катехизис). Но очевидно и влияние реформационных идей. Ряд произведений Кариона Истомина, и в первую очередь букварь, были написаны и проиллюстрированы под влиянием «Orbis sensualium pictus» последнего епископа «богемских братьев» Яна Амоса Коменского. Содержание этих пособий (включая визуальный контент) позволяет предположить, что их массовое издание во многом было спровоцировано той дисциплинарной революцией, которая началась после окончания Смутного времени. Создание нового царства было невозможно без новых людей, в основу образования которых были положены религиозные идеи и предписания. Этические понятия в этих книгах чаще всего почти неотделимы от религиозных предписаний, что объясняется вероучительными целями начального образования в России XVII в.

Ключевые слова:

этические понятия, православие, религия в России, религиозно-дидактические сочинения, русская культура XVII в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ivanov, A. (2020), A Spiritual Revolution: The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700–1825, Madison, WI: University of Wisconsin Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv17hmb4d.

Kivelson, V., Greene, R. (eds), (2003), Orthodox Russia: Belief and Practice Under the Tsars, University Park, PA: Pennsylvania State University Press.

Charipova, L. (2006), Latin Books and the Eastern Orthodox Clerical Elite in Kiev, 1632–1780. Manchester: Manchester University Press.

Sorkin, D. (2008), The Religious Enlightenment: Protestants, Jews, and Catholics from London to Vienna, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Корзо, М. (2020), О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения (XVI — начало XIХ века), ч. I, Человек, т. 31, № 3, с. 116–134.

Живов, В. М. (2012), Два этапа дисциплинарной революции в России XVII и XVIII столетия, Cahiers du monde russe, vol. 53, no. 2–3. https://doi.org/10.4000/monderusse.9386.

Kivelson, V. (2013), Desperate Magic: The Moral Economy of Witchcraft in Seventeenth-Century Russia. Cornell University Press.

Черноризец Храбър (1980), О писменехъ: Критическо издание, Изгот. Алда Джамбелука-Коссова. София.

Берков, П. Н. (1969), Книга в поэзии Симеона Полоцкого, Труды Отдела древнерусской литературы, т. 24, Л.: Наука, с. 261–266.

Степанов, Ю. С. и Проскурин, С. Г. (1993), Константы мировой культуры: Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия, М.: Наука.

Сазонова, Л. И. и Гусева, А. А. (1998), Бурцов Василий Федоров, Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 3 (XVII в.), ч. 3: П–С, СПб.: Наука, с. 148–153.

Marker, G. (1989), Primers and Literacy in Muscovy: A Taxonomic Investigation, The Russian Review, vol. 48(1), p. 1–19. https://doi.org/10.2307/130251.

Букварь (1634), Печатник В. Ф. Бурцов, М.: Печатный двор.

Букварь (1637), Печатник В. Ф. Бурцов, М.: Печатный двор.

Chumakova, T. (2016), Irrationalism in Ancient Russia, in Tabachnikova O. (ed.), Facets of Russian Irrationalism between Art and Life. Leiden, The Netherlands: Brill, Rodopi, p. 77–93. https://doi.org/10.1163/9789004311121_004.

Шустова, Ю. Э. (2018), Неизвестное издание московского Букваря 1679 г. из собрания Отдела редких книг Российской государственной библиотеки, Детские чтения, т. 13(1), с. 176–193.

Кошелева, О. Е. (2015), «Алфавитицы дидаскала» и формирование учебной книги в рукописной традиции второй половины XVII в., в «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.). Сборник научных статей и материалов, М.: Памятники исторической мысли, с. 30–41.

Scrutton, A. P. (2011), Thinking through feeling: God, emotion and possibility, New York: Bloomsbury Academic and Continuum.

Gombrich, E. H. (1984), Art and illusion (Bollingen Series 35), Princeton, NJ: Princeton University Press.

Enenkel, K. A. (2018), The Transmission of Knowledge via Pictorial Figurations: Vaenius’ Emblemata Horatiana (1607) as a Manual of Ethics, in Invention of the Emblem Book and the Transmission of Knowledge, ca. 1510–1610, Leiden: Brill, pp. 365–438.

Nakládalová, I. (2016), Johann Amos Comenius: Early Modern Metaphysics of Knowledge and ars excerpendi, in Cevolini, A. (ed.), Forgetting Machines: Knowledge Management Evolution in Early Modern Europe. Leiden: Brill, pp. 188–208. https://doi.org/10.1163/9789004325258_009.

Эко, У. (2007), Поиски совершенного языка в европейской культуре, пер. с итал. Миролюбова, А., СПб.: Alexandria.

Turner, J. (1972), The Visual Realism of Comenius, History of Education, vol. 1, no. 2, p. 113–138, https://doi.org/10.1080/0046760720010201.

Блонский, П. П. (1915), Ян Амос Коменский, М.: К. И. Тихомиров.

Desplenter, Y. and Pieters, J. (2017), Introduction, Exploring the Decalogue in late medieval and early modern culture, in The Ten Commandments in Medieval and Early Modern Culture, Leiden: Brill, pp. 1–12.

Корзо, М. А. (2014), «В Десятословии ничтоже являет нам вечного обетования». К вопросу о месте декалога в православной мысли XVII — начала XVIII вв., Вестник русской христианской гуманитарной академии, т. 1, № 1, с. 49–56.

Chartier, R. (2019), The Cultural Uses of Print in Early Modern Erance, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Bragone, M. C. (2008), Alfavitar radi ucenija malych detej: un abbecedario nella Russia del Seicento, Firenze: Firenze University Press.


References

Ivanov, A. (2020), A Spiritual Revolution: The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700–1825, Madison, WI: University of Wisconsin Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv17hmb4d.

Kivelson, V., Greene, R (eds), (2003). Orthodox Russia: Belief and Practice Under the Tsars, University Park, PA: Pennsylvania State University Press.

Charipova, L. (2006), Latin Books and the Eastern Orthodox Clerical Elite in Kiev, 1632–1780. Manchester: Manchester University Press.

Sorkin, D. (2008), The Religious Enlightenment: Protestants, Jews, and Catholics from London to Vienna, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Korzo, M. (2020), On the Forms and Content of Moral Instruction in School Books and Children’s Reading Books of the 16th to the Early 19th Centuries, pt. I, Chelovek, vol. 31, no. 3, pp. 116–134. (In Russian)

Zhivov, V. M. (2012), Two stages of the disciplinary revolution in Russia of the XVII and XVIII centuries, Cahiers du monde russe, vol. 53, no. 2–3. https://doi.org/10.4000/monderusse.9386. (In Russian)

Kivelson, V. (2013), Desperate Magic: The Moral Economy of Witchcraft in Seventeenth-Century Russia. Cornell University Press.

Chernorizets Hrabar (1980), About writing: a critical edition, ed. by A. Jambeluka-Kossova, Sofia: Academy of Sciences Publ. (In Bulgarian)

Berkov, P. N. (1969), A book in the poetry of Simeon Polotsky, Trudy Otdela drevnerusskoi literaturi, vol. 24, Leningrad: Nauka Publ., pp. 261–266. (In Russian)

Stepanov, Iu. S., Proskurin, S. G. (1993), Constants of World culture: Alphabets and alphabetic texts in the Periods of Double-belief, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Sazonova, L. I., Guseva, A. A. (1990), Burtsov Vasilij Fedorov, in Dictionary of scribes and booklore of Ancient Rus’, is. 3 (XVII cent.), pt. 3, St Petersburg: Nauka Publ., pp. 148–153. (In Russian)

Marker, G. (1989), Primers and Literacy in Muscovy: A Taxonomic Investigation, The Russian Review, vol. 48(1), pp. 1–19. https://doi.org/10.2307/130251.

Primer (1634), Publisher V. F. Burtsov, Moscow: Print Yard. (In Russian)

Primer (1637), Publisher V. F. Burtsov, Moscow: Print Yard. (In Russian)

Chumakova, T. (2016), Irrationalism in Ancient Russia, in Tabachnikova, O. (ed.), Facets of Russian Irrationalism between Art and Life, Leiden, The Netherlands: Brill, Rodopi, pp. 77–93. https://doi.org/10.1163/9789004311121_004.

Shustova, Iu. E. (2018), Unknown edition of the Moscow Primer of 1679 from the collection of the Rare Books Department of the Russian State Library, Children’s Readings, vol. 13(1), pp. 176–193. (In Russian)

Kosheleva, O. E. (2015), “The alphabets of didascal” and the formation of an educational book in the handwritten tradition of the second half of the XVII century, in “In Russia we must live by the book”: initial training in reading and writing (the formation of an educational book in the XVI–XIX centuries), collection of scientific articles and materials, Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., pp. 30–41.

Scrutton, A. P. (2011), Thinking through feeling: God, emotion and possibility, New York: Bloomsbury Academic, Continuum.

Gombrich, E. H. (1984), Art and illusion (Bollingen Series 35) , Princeton, NJ: Princeton University Press.

Enenkel, K. A. (2018), The Transmission of Knowledge via Pictorial Figurations: Vaenius’ Emblemata Horatiana (1607) as a Manual of Ethics, in The Invention of the Emblem Book and the Transmission of Knowledge, ca. 1510–1610, Leiden: Brill, pp. 365–438.

Nakládalová, I. (2016), Johann Amos Comenius: Early Modern Metaphysics of Knowledge and ars excerpendi, in Cevolini, A. (ed.), Forgetting Machines: Knowledge Management Evolution in Early Modern Europe, Leiden: Brill, pp. 188–208. https://doi.org/10.1163/9789004325258_009.

Eco, U. (2007), The search for a perfect language in European culture, trans. from Italian by Miroliubova, A., St. Petersburg: Alexandria Publ.

Turner, J. (1972), The Visual Realism of Comenius, History of Education, vol. 1, no. 2, pp. 113–138. https://doi.org/10.1080/0046760720010201.

Blonsky, P. P. (1915), Jan Amos Komensky, Moscow: K. I. Tikhomirov Publ.

Desplenter, Y. and Pieters, J., (2017), Introduction, Exploring the Decalogue in late medieval and early modern culture, in The Ten Commandments in Medieval and Early Modern Culture, Leiden: Brill, pp. 1–12.

Korzo, M. A. (2014), “Nothing gives us an eternal promise in the Decalogue”. To the place of the Decalogue in the Orthodox thought, the 17th — beginning of the 18th century, Review of the Christian Academy for the Humanities, vol. 15, iss. 1, pp. 49–56.

Chartier, R. (2019), The Cultural Uses of Print in Early Modern Erance, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Bragone, M. C. (2008), Alphabet for teaching young children: a Russian primer of the XVII century, Firenze: Firenze University Press, 2008.

Загрузки

Опубликован

27.10.2021

Как цитировать

Чумакова , Т. В. (2021). Этические понятия в русской религиозно-дидактической литературе XVII в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 568–578. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.316

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)