Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи XIX — начала XX в.

  • Татьяна Витаутасовна Чумакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья посвящена новому направлению в российском религиоведении — исследованию инфосферы религиозных институций. Под инфосферой в данном случае понимается совокупность различных институций и информационных ресурсов, а также обеспечивающих ее развитие каналов научных коммуникаций различной природы. Мы при этом опираемся на работы одного из создателей современной философии информации Лучиано Флориди, который создал неологизм «инфосфера» по образцу понятия «биосфера» и ввел его в научный оборот в середине 90-х годов XX в. в контексте изучения новой информационной реальности. В данной работе рассматривается небольшой сегмент исследований инфосферы — изучение инфосферы православных духовных учебных заведений Российской империи XIX — начала XX в. Анализируются основные методологические подходы к исследованию ноосферы семинарий и духовных академий, историография и источники. Масштабность поставленных задач требует и привлечения большого спектра источников. Это разнообразные письменные источники, как печатные, так и рукописные; описания библиотечных коллекций семинарий и духовных академий, каталоги библиотек преподавателей духовных образовательных учреждений. Также ценным источником сведений об инфосфере духовных учебных заведений являются записи лекций, журналы конференций духовных академий и заседаний академических советов, переписка и мемуары. Анализ контента периодических изданий позволяет реконструировать информационное поле преподавателей и учащихся духовных учебных заведений Российской империи. Это также дает возможность провести комплексное исследование круга чтения представителей духовного сословия, которое играло огромную роль в культуре России досоветского периода.

Ключевые слова:

инфосфера, интеллектуальная история, религиозное образование, русская культура, Российская империя, религиоведение, психология религии, религиозная философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Floridi, L. (2014), The fourth revolution: How the infosphere is reshaping human reality. Oxford: Oxford University Press.

Van der Veer Martens, B. (2015), An Illustrated Introduction to the Infosphere, Library Trends, 63, no. 3, pp. 317–361.

Eco, U. (1984), Semiotics and Philosophy of Language, The MacMillan Press Ltd.

Walker, T.D. (1991), Justus Lipsius and the Historiography of Libraries, Libraries & Culture, vol. 26, iss. 1, pp. 49–65.

Киселева, М.С. (2016), Гуманитарные исследования и проективность: дисциплинарные и междисциплинарные стратегии знания, Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, т. 158, кн. 4, с. 1163–1172.

Stuart, M. (1998), “The Ennobling Illusion”: The Public Library Movement in Late Imperial Russia, The Slavonic and East European Review, vol. 76, no. 3, pp. 401–440.

Tsvetkova, M. (2016), Conflicts with the reading and their decisions through the bibliopsychology, International Journal of Media and Information Literacy, vol. 1, no. 2, pp. 128–145.

Сомов, Н.М. (1927) Карта знаний (новая классификация наук), М.: Типография Мосполиграф.

Andrews, J.T. (1989), N.A.Rubakin and the Popularization of Science in the Post-October Period, Russian History, vol. 16, no. 1, pp. 9–29.

Arnett, R.C. (2010), Defining Philosophy of Communication: Difference and Identity, Qualitative Research Reports in Communication, vol. 11, no. 1, pp. 57–62.

Касавин, И.Т. (2013), Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы, М.: Альфа-М.

Репина, Л.П. (2011), Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика, М.: Круг.

Фриз, Г.Л. (2007), Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в имперской России, в: Смена парадигм: современная русистика. Источники, исследования, историография, СПб.: Нестор история, с. 369–395

Плешкевич, Е.А., (2011), Теория документальной информации: библиотечно-книговедческий аспект (постановка проблемы), Библиотековедение, № 3, с. 22–27.

Charipova, L. (2006), Latin Books and the Eastern Orthodox Clerical Elite in Kiev, 1632–1780, Manchester: Manchester University Press.

Ivanov, A. (2020), A Spiritual Revolution: The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700–1825, Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press.

Манчестер, Л (2015), Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России, М.: Новое литературное обозрение.

Живов, В.М. (2012), Два этапа дисциплинарной революции в России XVII и XVIII столетия, Cahiers du monde russe, vol. 53, no. 2–3. https://doi.org/10.4000/monderusse.9386. URL: http://journals. openedition.org/monderusse/9386 (дата обращения: 25.03.2021).

Кислова, Е. (2015), Латынь и «словенский» в начальном образовании детей духовенства XVIII в., Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, vol. 60, iss. 2, pp. 315–329.

Пичугин, П.В. (2009), Духовные семинарии и их библиотеки в истории отечественного просвещения (XVIII в.), Ученые записки Российского государственного социального университета, № 2 (65), с. 237–240.

Рейтблат, А.И. (2014), Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели, в: Rebecchini, D. and Vassena, R. (eds), Reading in Russia. Practices of Reading and Literary Communication, Milano: Ledizioni, с. 79–97.

Иконников, В.С. (1892), Опыт русской историографии, Киев: Тип. Императорского университета св. Владимира, т. 1, кн. 2.

Салоников, Н.В. (2004), Библиотека Новгородской духовной семинарии: состав и история формирования: дис. … канд. ист. наук, Великий Новгород.

Попова, О.Д. (2018), Читательский интерес семинаристов в период общественного подъема во второй половине XIX — начале XX века, Обсерватория культуры, т. 15, № 5, с. 608–620.

Фриз, Г.Л. (2019), «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи: сборник статей, СПб.: Изд-во Европейского ун-та.

Ростиславов, Д.И. (1866), О православном белом и черном духовенстве в России, в 2 т., т. 2, Лейпциг: Франц Вагнер.

Freeze, G. (1983), A Case of Stunted Anticlericalism: Clergy and Society in Imperial Russia, European Studies Review, vol. 13, no. 2, pp. 177–200.

Миронов, Б.Н. (1999), Социальная история России, т. 1, СПб.: Дмитрий Буланин.

Лукашевич, М. (2019), «Я не враг Церкви, а ее друг… и уверенный православный»: церковная проблематика в публицистике Николая Лескова, Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego.

Тарасова, В.А. (2005), Высшая духовная школа России в конце XIX — начале XX века: история императорских православных духовных академий, М.: Новый хронограф.

Попова, О.Д. (2021), Трансформация духовных семинарий в ходе модернизационных процессов второй половины XIX — начала XX века в аспекте социальной мобильности, Вестник Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина, № 2 (71), с. 25–36.

Богословский, И.А. (1921), Из материалов по истории подпольной библиотеки и тайного кружка Владимирской семинарии, Кострома: Костромское научное общество по изучению местного края.


References

Floridi, L., (2014), The fourth revolution: How the infosphere is reshaping human reality. Oxford: Oxford University Press.

Van der Veer Martens, B. (2015), An Illustrated Introduction to the Infosphere, Library Trends, 63, no. 3, pp. 317–361.

Eco, U. (1984), Semiotics and Philosophy of Language, The MacMillan Press Ltd.

Walker, T.D. (1991), Justus Lipsius and the Historiography of Libraries, Libraries & Culture, vol. 26, iss. 1, pp. 49–65.

Kiseleva, M. S. (2016), Humanitarian research and projectivity: disciplinary and interdisciplinary knowledge strategies, Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia Gumanitarnye nauki, vol. 158, book 4, pp. 1163–1172. (In Russian).

Stuart, M. (1998), “The Ennobling Illusion”: The Public Library Movement in Late Imperial Russia, The Slavonic and East European Review, vol. 76, no. 3, pp. 401–440.

Tsvetkova, M. (2016), Conflicts with the reading and their decisions through the bibliopsychology, International Journal of Media and Information Literacy, vol. 1, no. 2, pp. 128–145.

Somov, N.M. (1927), Map of Knowledge (new classification of Sciences), Moscow: Tipografiia Mospoligraf Publ. (In Russian).

Andrews, J.T. (1989), N.A.Rubakin and the Popularization of Science in the Post-October Period, Russian History, vol. 16, no. 1, pp. 9–29.

Arnett, R.C. (2010), Defining Philosophy of Communication: Difference and Identity, Qualitative Research Reports in Communication, vol. 11, no. 1, pp. 57–62.

Kasavin, I.T. (2013), Social Epistemology. Fundamental and Applied Problems, Moscow: Al’fa-M Publ. (In Russian).

Repina, L.P. (2011), Historical science at the turn of the 20th–21th centuries: social theories and historiographical practice, Moscow: Krug Publ. (In Russian)

Freeze, G.L. (2007) Revealing the Orthodox past: a microhistorical approach to the Religious practice in the imperial Russia, in: Change of paradigms: modern Russian studies. Sources, research, historiography, Saint-Petersburg: Nestor Istoriia Publ., pp. 369–395. (In Russian)

Pleshkevich, E.A. (2011), Theory of documentary information: library and book-related aspect (problem statement), Bibliotekovedenie, no. 3, pp. 22–27. (In Russian)

Charipova, L. (2006), Latin Books and the Eastern Orthodox Clerical Elite in Kiev, 1632–1780, Manchester: Manchester University Press.

Ivanov, A. (2020), A Spiritual Revolution: The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700–1825, Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press.

Manchester, L. (2015), Priests sons in the world: the clergy, the intelligentsia and the formation of modern identity in Russia, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Zivov, V.M. (2012), Two stages of the disciplinary revolution in Russia of the XVII and XVIII centuries, Cahiers du monde russe, vol. 53, no. 2–3, available at http://journals.openedition.org/monderusse/9386. (accessed: 25.03.2021) (In Russian)

Kislova, E. (2015), Latin and “Slovene” in the primary education of children of the clergy of the XVIII century, Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, vol. 60, iss. 2, pp. 315–329. (In Russian)

Pichugin, P.V. (2009), Theological seminaries and their libraries in the history of the national enlightenment (XVIII century), Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta, no. 2 (65), pp. 237–240. (In Russian)

Rejtblat, A.I. (2014), Handwritten Literature in Nineteenth-Century Russia: its Social-Cultural Functions and Readership, in: Rebecchini, D. and Vassena, R. (eds), Reading in Russia. Practices of Reading and Literary Communication, Milano: Ledizioni, pp. 79–97. (In Russian)

Ikonnikov, V. S. (1892) The experience of Russian historiography, Kyiv: Tip. Imperatorskogo universiteta sv. Vladimira, vol. 2, book 1. (In Russian)

Salonikov, N.V. (2004), The Library of the Novgorod Theological Seminary: Composition and History of Formation, PhD thesis, Veliky Novgorod. (In Russian)

Popova, O.D. (2018), The Reader’s Interest of Seminarians during the Period of Social Rise in the Second Half of the 19th — Early 20th Century, Observatory of Culture, vol. 15, no. 5, pp. 608–620. (In Russian)

Freeze, G.L. (2019), «Fatal piety»: Russian Church and the fall of the Empire: collection of articles. St Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta Publ. (In Russian)

Rostislavov, D.I. (1866), On the Orthodox White and black clergy in Russia, in 2 vols., vol. 2, Leipzig: Franz Wagner. (In Russian)

Freeze, G. (1983), A Case of Stunted Anticlericalism: Clergy and Society in Imperial Russia, European Studies Review, vol. 13, no. 2, pp. 177–200.

Mironov, B.N. (1999), Social History of Russia, vol. 1. St Petersburg: Dmitry Bulanin Publ. (In Russian)

Lukashevich, M. (2019), “I am not an enemy of the Church, but her friend… and a confident Orthodox”: Church Problems in Nikolai Leskov’s Journalism, Warzsawa, Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego. (In Russian)

Tarasova, V.A. (2005), The Higher Theological School of Russia in the late 19th — early 20th century: the History of the Imperial Orthodox Theological Academies. Moscow: Novyi khronograf Publ. (In Russian)

Popova, O.D. (2021), The Transformation of Ecclesiastical Seminaries against the Background of Educational Reforms of the Second Half of the 19th Century — Early 20th Century through the Prism of Social Mobility, Bulletin of Ryazan State University named for S.A.Yesenin, no. 2 (71), pp. 25–36. (In Russian)

Bogoslovskij, I.A. (1921), From the materials on the history of the underground library and the secret circle of the Vladimir seminary, Kostroma: Kostromskoe nauchnoe obshchestvo po izucheniiu mestnogokraia Publ. (In Russian)

Опубликован
2022-07-21
Как цитировать
Чумакова, Т. В. (2022). Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи XIX — начала XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(2), 264-274. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.210

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)