Изучение в России проблемы церковной автокефалии в социально-политическом контексте XIX — начала XX в.

Авторы

  • Татьяна Витаутасовна Чумакова Санкт-Петербургский государственный университет
  • Михаэла Моравчикова Трнавский университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.314

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы автокефалии православных церквей в России в XIX–XX вв. Интерес к этому аспекту православной экклезиологии и канонического права усилился в тот период не столько благодаря развитию православного богословия в России, сколько из-за того, что этот вопрос приобрел политическое значение в связи с проблемами внутренней и внешней политики Российской империи. Присоединение в начале XIX столетия Грузии к России и ликвидация Грузинской автокефальной церкви решением светской власти стали причиной того, что вопрос об автокефалии Грузинской церкви оказался более чем на столетие одним из основных поводов для антиправительственных настроений среди грузинской элиты, традиционно тесно связанной с клерикальными кругами. Внешнеполитические интересы империи на Ближнем Востоке и в Малой Азии способствовали также интенсификации научных исследований по истории и современному устройству древних патриархатов. И, конечно же, мощнейшим фактором, содействовавшим усилению исследовательского интереса, стало появление новых автокефальных церквей: Греческой и Болгарской, отделившихся от Константинопольского патриархата. Отделение Болгарской церкви вызвало активную полемику в российской печати, высветившую важную для православной традиции проблему национализма. В приложении к статье публикуется текст доклада В. Н. Бенешевича о возможности получения Грузинской церковью автокефалии в 1917 г. Доклад был подготовлен по заданию Временного правительства и хранится в фонде В. Н. Бенешевича в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук.

Ключевые слова:

автокефалия, православие, религиоведение, история изучения религии в России, история религии, интеллектуальная история

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Hovorun, C. (2018), Scaffolds of the Church: Towards Poststructural Ecclesiology, Cambridge: James Clarke/Eugene, OR: Wipf & Stock.

2. Rohozinska, J. and Shpak, V. (2019), Ukraine’s Post-Maidan Struggles: The Rise of an “Outsider” President, Journal of Democracy Johns Hopkins University Press, vol. 30 (1), pp. 33–47.

3. Mylonas, C. (2003), Serbian Orthodox Fundamentals: The Quest for an Eternal Identity, Budapest and New York: Central European University Press.

4. Hovorun, C. (2018), The Orthodox Church in Ukraine: A Century of Separation by Nicholas E. Denysenko, Journal of Orthodox Christian Studies, vol. 1 (2), pp. 225–227.

5. Кырлежев, А. (2016), Мировое православие: типология автокефальных церквей, Государство, религия, церковь в России и за рубежом, т. 34 (1), с. 74–101.

6. Purpura, A. M. (2017), God, Hierarchy, and Power: Orthodox Theologies of Authority from Byzantium, New York: Fordham University Press.

7. Werth, P. (2006), Georgian autocephaly and the ethnic fragmentation of orthodoxy, Acta Slavica Iaponica, vol. 23, pp. 74–100.

8. Panagiotopoulos, I. (2003), The patriarchal institution in the Early Church. The Pentarchy of the Patriarchs. The presuppositions, the evolution and the function of the institution, Athens.

9. Вах, К. (2014), Церковное представительство России на Православном Востоке: апокрисиарии в Константинополе или Русская Духовная Миссия в Иерусалиме? (К постановке вопроса), Православный палестинский сборник, № 110, с. 21–63.

10. Dakin, D. (1973), The Greek Struggle for Independence, 1821–1833, Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

11. Герд, Л. А. (2016), Константинопольская патриархия и русская церковь перед революцией, Государство, религия, церковь в России и за рубежом, т. 34 (1), с. 280–307.

12. Davison, R. H. (2015), Reform in the Ottoman Empire, 1856–1876, Princeton: Princeton University Press.

13. Mavrogordatos, G. Th. (2003), Orthodoxy and nationalism in the Greek cas, West European Politics, vol. 26 (1), pp. 117–136.

14. Кирион (епископ Сухумский) (2014), Национальный принцип в Церкви, в Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.), т. 3: Продолжение журналов заседаний Второго, Третьего, Четвертого и Пятого отделов, М.: Изд-во Новоспасского монастыря, с. 64.

15. Изучение истории Поместных Православных церквей. Введение в историю церкви. Ч. 2: Обзор историографии по общей истории церкви (2015), ред. Симонов, В. В., СПб.: Алетейя.

16. Orthodox Christianity and Nationalism in Nineteenth‐Century Southeastern Europe (2014), New York: Fordham University Press, Editions Leusteaned L. N.

17. Gvosdev, N. K. (2000), Imperial Policies and Perspectives towards Georgia, 1760–1819, New York: St. Martin’s Press.

18. Цагарели, А. А. (1912), Статьи и заметки по грузинскому церковному вопросу: К столетию (1811–1911 гг.) вдовства Грузинской церкви, СПб.: Типография Главного управления уделов.

19. Chumakova, T. V. (2017), Vladimir N. Beneshevich on the church and revolution, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, т. 33 (4), с. 414–424.

References

1. Hovorun, C. (2018), Scaffolds of the Church: Towards Poststructural Ecclesiology, Cambridge: James Clarke/Eugene, OR: Wipf & Stock.

2. Rohozinska, J. and Shpak, V. (2019), Ukraine’s Post-Maidan Struggles: The Rise of an “Outsider” President, Journal of Democracy, vol. 30 (1), pp. 33–47.

3. Mylonas, C. (2003), Serbian Orthodox Fundamentals: The Quest for an Eternal Identity, Budapest and New York: Central European University Press.

4. Hovorun, C. (2018), The Orthodox Church in Ukraine: A Century of Separation by Nicholas E. Denysenko, Journal of Orthodox Christian Studies, vol. 1 (2), pp. 225–227.

5. Kyrlezhev, A. (2016), World Orthodoxy: Typology of Autocephalous Churches, Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 34 (1), pp. 74–101. (In Russian)

6. Purpura, A. M. (2017), God, Hierarchy, and Power: Orthodox Theologies of Authority from Byzantium, New York: Fordham University Press.

7. Werth, P. (2006), Georgian autocephaly and the ethnic fragmentation of orthodoxy, Acta Slavica Iaponica, vol. 23, pp. 74–100.

8. Panagiotopoulos, I. (2003), The patriarchal institution in the Early Church. The Pentarchy of the Patriarchs. The presuppositions, the evolution and the function of the institution, Athens.

9. Vakh, К. (2014), Church Representation of Russia in the Orthodox East: Apocrisiaries in Constantinople or the Russian Spiritual Mission in Jerusalem? (To the question), Pravoslavnyi palestinskii sbornik, no. 110, pp. 21–63. (In Russian)

10. Dakin, D. (1973), The Greek Struggle for Independence, 1821–1833, Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

11. Gerd, L. A. (2016), The Patriarchate of Constantinople and the Russian Church before the revolution, Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 34 (1), pp. 280–307. (In Russian)

12. Davison, R. H. (2015), Reform in the Ottoman Empire, 1856–1876, Princeton: Princeton University Press.

13. Mavrogordatos, G. Th. (2003), Orthodoxy and nationalism in the Greek cas, West European Politics, vol. 26 (1), pp. 117–136.

14. Kirion (bishop Sukhumskiy) (2014), National principle in the church, in Zhurnaly i protokoly zasedaniy vysochayshe uchrezhdennogo Predsobornogo prisutstviya (1906 g.), vol. 3, Prodolzheniye zhurnalov zasedaniy Vtorogo,Tret’yego, Chetvertogo i Pyatogo otdelov, Moscow: Izdatel’stvo Novospasskogo monastyria Publ., p. 64. (In Russian)

15. Studying of the history of Local Orthodox Churches, Introduction to Church History. Part 2: Review of the Historiography on General Church History (2015), ed. by Simonov, V. V., St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

16. Orthodox Christianity and Nationalism in Nineteenth‐Century Southeastern Europe (2014), New York: Fordham University Press: Editions Leusteaned L. N.

17. Gvosdev, N. K. (2000), Imperial Policies and Perspectives towards Georgia, 1760–1819, New York: St. Martin’s Press.

18. Tsagareli, A. A. (1912), Articles and notes on the Georgian church issue: By the centenary (1811–1911) of the widowhood of the Georgian Church, St. Petersburg: Tipografiia Glavnogo upravleniia udelovPubl. (In Russian)

19. Chumakova, T. V. (2017), Vladimir N. Beneshevich on the church and revolution, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiia i konfliktologiia, vol. 33 (4), pp. 414–424.

Загрузки

Опубликован

30.09.2020

Как цитировать

Чумакова, Т. В., & Моравчикова, М. (2020). Изучение в России проблемы церковной автокефалии в социально-политическом контексте XIX — начала XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(3), 582–593. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.314

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)