СЮЖЕТ «ВОЗНЕСЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НА НЕБО» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Татьяна Витаутасовна Чумакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье анализируется популярный в Древней Руси сюжет «Вознесение Александра Ма- кедонского на небо». Этот сюжет восходит к «Александрии», в которой рассказывается о том, как Александр велел поймать двух громадных птиц и, привязав их к корзине, полетел на небо. В средневековой традиции птицы чаще всего заменялись грифонами, что повышало сакральный статус изображения. Грифоны с древности воспринимались как психопомпы. В христианской традиции грифоны чаще всего символизировали двойную природу Иисуса Христа и поэтому нередко изображались в декоре церквей и на ритуальных вещах. Автор анализирует причины популярности этого сюжета в русской религиозной традиции и доказывает, что в зависимости от контекста «Вознесение Александра Македонского на небо» может быть истолковано по- разному: как символ сакральности царской власти, как духовное преображение человека или как христологический образ, символизирующий вознесение Иисуса Христа. Библиогр. 13 наз.

Ключевые слова:

христология, религиозное искусство, сакрализация власти

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исследование и текст. М.: Университетская типография 1893. 356 с.

Hill G. F. Alexander the Great and the Persian Lion-Gryphon // Th e Journal of Hellenic Studies. 1923. Vol. 43 Part 2. P. 156–161.

Гаркави А. Я. Неизданная версия романа об Александре. СПб.: Типография Императорской Академии 1892. 111 с.

Grabar A. Images de l’Ascension d’Alexandre en Italie et en Russie // L’Art de la fi n de l’Antiquité et du Moyen Âge: 3 vols. Vol. I. Paris: Collège de France 1968. P. 291–296.

Khundadze T. L’Ascension d’Alexandre le Grand sur le relief de l’église de Xaxuli // 21st International Congress of Byzantine Studies London. Communication (VIII. 7 Eastern Anatolia and the Caucasus). London: Aldershot; Ashgate 2006. URL: http://archaeology-knigi.com/l’ascension-d’alexandre-le-grand-sur-lerelief-de-l’eglise-de-xaxuli (дата обращения: 10.09.2013).

Розенфельд Р. Л. Изразцовый фриз церкви Троицы в Костроме // Советская археология. 1962. № 3. С. 258–259.

Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры) // Труды отдела древ- нерусской литературы. Т. 23. Л.: Наука 1968. С. 140–170.

Гранстрем Е. Э. Чернышева Т. Н. Александр Македонский и врачевальные молитвы // Литература и искусство в системе культуры: сб. ст. / отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М.: Наука 1988. С. 64–69.

Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фоль- клоре. М.: МОНФ 1997. 320 с.

Симеон Полоцкий. Слово о суеверии или суечестии // Вечеря душевная. Приложение слов на различные нужды. М.: Верхняя типография в Кремле 1683. Л. 32а–40а.

Успенский Б. А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры 2000. 144 с.

Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. СПб.: Типография Имп. Академии наук 1892. 32 с. (Памятники древней письменности и искусства. № 90).

Седов В. В. Погребение 7 в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде и золотое шитье с изображением Вознесения Александра Македонского // Московская Русь. М.: Изд-во Инсти- тута археологии РАН 2008. С. 64–89.
Опубликован
2018-12-02
Как цитировать
Чумакова, Т. (2018). СЮЖЕТ «ВОЗНЕСЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НА НЕБО» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(2), 103-107. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3091

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)