Китайские теории «грязной» музыки и поэзии

Авторы

  • Марина Евгеньевна Кравцова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.112

Аннотация

Статья посвящена анализу представлений о роли творческой деятельности как органического элемента духовной жизни общества и системы государственного правления, которые входили в число фундаментальных проблем древнекитайской теоретической мысли с момента ее формирования (середина I тыс. до н. э.). Особое развитие данная проблематика получила в конфуцианской теоретической мысли, и первоначально применительно к музыкальным видам искусства («музыка-юэ») с наделением их особыми метафизическими свойствами. На основании анализа оригинальных теоретических сочинений доказывается факт формирования целостной концепции «грязной музыки» (инь юэ). Как «грязь» («грязный») предлагается с определенной долей условности переводить иероглиф инь, исходно обозначавший вышедший из берегов и смешанный с  грязью речной поток и  превратившийся в  категориальный термин, передававший всю совокупность человеческих пороков и соответствующих поступков: безнравственность, распущенность, распутство, аморальность (включая растленное сексуальное поведение). Аргументируется, что распространение «грязной музыки», считавшейся производной от этнического фольклора, в собственно китайском обществе мыслилось порождением и  воплощением его духовной деградации, начиная с  властной элиты. Рост популярности «грязной музыки» усугублял дальнейшее падение общественных нравственных устоев, неизбежно ведя к гибели правящего режима. В конце указанного тысячелетия идеи «грязной музыки» были перенесены и на поэтическое творчество. В результате постулируется, что китайской философской и эстетической мысли были исходно присущи представления о творческой деятельности, выражающей самые низменные человеческие качества и устремления, которая наделялась способностью оказывать разрушительное воздействие на внутреннюю духовность личности, на человеческое общество и миропорядок в целом, ведя к гибели государства.

Ключевые слова:

Китай, эпоха Чжоу, эпоха Хань, теории творческой деятельности, музыкальные виды искусства, поэзия, «грязное» творчество

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Духовная культура Китая: энциклопедия (2008), ред. Титаренко, М.Л., в 5 т., т. 3: Литература. Язык и письменность, М.: Восточная литература, 2008.

Кравцова, М.Е. (2016), Поэтическое творчество (ши) в культурно-политическом пространстве первой половины эпохи Чжоу (XI–III вв. до н. э.), Восток (Oriens), № 4, с. 104–119.

王鈎林。中國儒學史: 先秦卷. 廣州:廣東教育出版社 [История китайского конфуцианства: доциньский том (1998), Гуанчжоу: Гуандун цзяоюй чубаньшэ].

Ткаченко, Г.А. (1990), Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю», М.: Наука.

Ткаченко, Г.А. (2008), Избранные труды: Китайская космология и антропология, М.: Говорящая книга.

Brindley, E.F. (2012), Music, Cosmology, and the Politics of Harmony in Early China (SUNY series in Chinese philosophy and culture), Albany: State University of New York.

Алимов, И.А.и Кравцова, М.Е. (2014), История китайской классической литературы с древности и до XIII века: поэзия, проза, в 2 т., т. 1, СПб.: Петербургское востоковедение.

Li Chi (2003), Book of Rites. An Encyclopedia of Ancient Ceremonial Usages, Religious Creeds and Social Institutions, transl. by Legg, J., in 2 vols, vol. 2, New York: Kessinger Publishing’s Rare Mystical Reprints.

Cook, S. (1995), Yue ji — Record of Music: Introduction, Translation, Notes, and Commentary, Asian Music, vol. XXVI, no. 2: Musical Narrative Traditions of Asia, pp. 1–96.

Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах (1973), т. 2, М.: Мысль.

漢語大詞典 / 羅竹風主編. 全十三册。第五册. 上海:大詞典出版社. [Энциклопедический словарь китайского языка (1990), гл. ред. Ло Чжуфэн, в 13 т., т. 5, Шанхай: Ханьюй дацыдянь чубаньшэ].

Большой китайско-русский словарь (1983), ред. И.М.Ошанина, в 4 т., т. 2, М.: Наука — Главная редакция восточной литературы.

禮記正義 // 十三經注疏. 禮記正義 //十三經注疏. 北京:中華書局 [«Записи о ритуалах» с выверенным комментарием» (1980), Тринадцать канонических сочинений с примечаниями и построчными толкованиями, в 2 т., Пекин: Чжунхуа шуцзюй, т. 1. с. 1527–1548].

史記 / 司馬遷撰. 北京:中華書局 [Исторические записи (1963), сост. Сыма Цянь, в 10 т., Пекин: Чжунхуа шуцзюй, т. 4].

Сыма Цянь (1986), Исторические записки (Ши цзи), т. 4, пер. с кит., вступ. ст., коммент. и приложения Р.В.Вяткина, М.: Наука.

Сисаури, В.И. (2008), Церемониальная музыка Китая и Японии, СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета.

史記 / 司馬遷撰. 北京:中華書局. [Исторические записи (1963), cост. Сыма Цянь, в 10 т., Пекин: Чжунхуа шуцзюй, т. 1].

Сыма Цянь (1972), Исторические записки (Ши цзи), т. 1, пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина, М.: Наука.

論語正義. 劉寳楠著 // 諸子集成. 全八册。 第一册。北京: 中華書局. [«Рассуждения и речения [Конфуция]» с выверенным комментарием (1988), коммент. Лю Бао-наня, серия Корпус философской классики, в 8 т., Пекин: Чжунхуа шуцзюй, т. 1. с. 1–435].

Переломов, Л.С. (1998), Конфуций: «Лунь юй». Исследование, перевод с китайского, комментарий, М.: Восточная литература.

Кобзев, А.И. (2017), Рецензия: В.П.Абраменко. Ши цзин (Канон поэзии): новый перевод, Восток (Oriens), № 6, с. 181–200.

史記 / 司馬遷撰. 北京:中華書局 [Исторические записи (1963), cост. Сыма Цянь, в 10 т., т. 8., Пекин: Чжунхуа шуцзюй].

Сыма Цянь (1996), Исторические записки (Ши цзи), т. 7, пер. с кит. Вяткин, Р.В., коммент. Вяткин, Р.В.и Вяткин, А.Р., предисл. Вяткин, Р.В., М.: Наука.

Шедевры китайской классической прозы в переводах академика В.М.Алексеева (2006), в 2 кн., М.: Восточная литература, т. 1.

Духовная культура Китая: энциклопедия (2006), гл. ред. Титаренко, М.Л., в 5 т., т. 1: Философия, М.: Восточная литература.

楊雄。楊子法言 // 諸子集成. 全八册。 第一册。北京: 中華書局. [Образцовые речения учителя Ян (1988), серия Корпус философской классики, в 8 т., т. 7, Пекин: Чжунхуа шуцзюй, с. 1–51].

中國歷代文論選。弟1冊 / 郭紹虞 主編. 上海:古籍出版社。 [Избранные теоретические сочинения о литературе различных исторических эпох Китая (2004), под ред. Го Шао-юя, в 4 т., т. 1, Шанхай: Гуцзи чубаньшэ].

Кравцова, М.Е. (2018), О зарождении концепта «возвращения к древней словесности» в литературно-теоретической мысли Китая, в: Родионов, А.А. и Сомкина, Н.А. (ред.), Проблемы литератур Дальнего Востока. VIII Международная научная конференция. 24–28 августа 2018 г.: Сборник материалов, в 2 т., т. 1, СПб.: НП-Принт, с. 152–158.

Лисевич, И.С. (2010), Мозаика древнекитайской культуры: Избранное, М.: Восточная литература.

The Shorter Columbia Anthology of Traditional Chinese Literature (2000), ed. by Mair, V.H., New York: Columbia University Press.

Connery, C.L. (2001), Sao, Fu, Parallel Prose, and Related Genres, in: Mair, V.H.(ed.), The Columbia History of Chinese Literature, New York: Columbia University Press, pp. 223–247.

Luo Yuming (2011), A Concise History of Chinese Literature, transl., аnnot. and introd. by Ye Yang, in 2 vols, vol. 1, Leiden: Brill.

Kern, M. (2010), Early Chinese literature, beginnings through Western Han, ed. by Kang-I Sun Chang and Stephen, O., in: The Cambridge History of Chinese Literature, in 2 vols, vol. 1, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 1–115.

文選 / 蕭統選, 李善注北京:商務印書館 [Избранные произведения изящной словесности (1959), cост. Сяо Тун, коммент. Ли Шаня, в 2 т., т. 2, Пекин: Шанъу иньшугуань Пекин].


References

Spiritual culture of China: Encyclopedia, in 5 vols, vol. 3 (2008), Moscow: Vostochnaia literatura Publ. (In Russian)

Kravtsova, M.Ye. (2016), Poetry (shi) in political and cultural context of the first half of Zhou epoch (11th century — 3rd century BC), Vostok (Oriens), no. 4, pp. 104–119. (In Russian)

History of Confucianism in China: pre-Qin volume (1998), Guangzhou, Guangdong jiaoyu chubanshe. (In Chinese)

Tkachenko, G.A. (1990), Cosmos, music, ritual: Myth and aesthetic in Annals of Lü Buwei, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Tkachenko, G.A. (2008), Selected works: Chinese cosmology and anthropology, Moscow: Govoriashchaia kniga Publ. (In Russian)

Brindley, E.F. (2012), Music, Cosmology, and the Politics of Harmony in Early China (SUNY series in Chinese philosophy and culture), Albany: State University of New York.

Alimov, I.A. and Kravtsova, M.E. (2014), The History of Classical Chinese Literature from Antiquity to 13th century: Poetry, Prose, in 2 vols, vol. 1., St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ. (In Russian)

Li Chi (2003),Book of Rites. An Encyclopedia of Ancient Ceremonial Usages, Religious Creeds and Social Institutions, transl. by Legg, J., in 2 vols, vol. 2, New York: Kessinger Publishing’s Rare Mystical Reprints.

Cook, S. (1995), Yue ji — Record of Music: Introduction, Translation, Notes, and Commentary, Asian Music, vol. XXVI, no. 2: Musical Narrative Traditions of Asia, pp. 1–96.

Ancient Chinese philosophy: A collection of texts, in 2 vols, vol. 2. (1973), Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian).

Encyclopedia of Chinese Language (1990), ed. by Luo Zhufeng, in 13 vols, vol. 5, Shanghai: Hanyu dacidian chubanshep. (In Chinese)

Chinese-Russian Encyclopedias Dictionary (1983), ed. by Oshanin, I.M., in 4 vols, vol. 2. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Records of rights in justice edition (1980), in: Thirteen cannons with notes and commentaries, in 2 vols, vol. 1, Beijing: Zhonghua shuju, pp. 1527–1548. (In Chinese)

Records of Great Scribe (1963), comp. by Sima Qian, in 10 vols, vol. 4, Beijing: Zhonghua shuju. (In Chinese)

Sima Qian (1986), Records of Great Scribe, vol. 4, transl. and annot. by Vyatkin, R.V., Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Sisauri, W.I. (2008), Ceremonial music of China and Japan, St Petersburg: St Petersburg University Press. (In Russian)

Records of Great Scribe (1963), comp. by Sima Qian, in 10 vols, vol. 1, Beijing: Zhonghua shuju. (In Chinese)

Sima Qian (1972), Records of Great Scribe, vol. 1, transl. and annot. by Vyatkin, R.V. and Taskin, V. S., Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Justice edition of Analects (1988), comment. by Liu Baonan, in: Integrated thinkers series, in 8 vols, vol. 1, Beijing: Zhonghua shuju, pp. 1–435. (In Chinese)

Perelomov, L. S.(1998), Confucius: Annalects. Research, translation from Chinese, comment, Moscow: Vostochnaia literatura Publ. (In Russian)

Kobzev, A.I. (2017), Review on: V.P.Abramenko. Shi jing (Classics of Poetry): new translation, Vostok (Oriens), no. 6, pp. 181–200. (In Russian)

Records of Great Scribe (1963), comp. by Sima Qian, in 10 vols, vol. 8, Beijing: Zhonghua shuju. (In Chinese)

Sima Qian (1996), Records of Great Scribe, vol. 7, transl. from Chinese by Vyatkin, R.V., comment. by Vyatkin, R.V. and Vyatkin, A.R., pref. by Vyatkin, R.V., Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Masterpieces of Chinese classical prose literature, translated by academician V.M.Alekseev, in 2 vols, vol. 1 (2006), Moscow: Vostochnaia literatura Publ.

Spiritual culture of China: Encyclopedia, in 5 vols, vol. 1. (2006), Moscow: Vostochnaia literatura Publ.

Exemplary Sayings (1988), in: Integrated thinkers series, in 8 vols, vol. 7, Beijing: Zhonghua shuju, pp. 1–51 (In Chinese)

Selection of the Chinese literary thought works of various historical periods (2004), ed. by Guo Shaoyu, in 4 vols, vol. 1, Shanghai: Guji chubanshe. (In Chinese)

Kravtsova, M.Ye. (2018), On Origins of the “Return to Ancient Literature” Concept in the Chinese Literary Thought, in: Rodionov, A.A. and Somkina, N.A.(eds), Problemy literatur Dal’nego Vostoka. VIII Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. 24–28 avgusta 2018 g.: Sbornik materialov, in 2 vols, vol. 1, St Petersburg: NP-Print Publ., pp. 152–158.

Lisevich, I. S. (2010), Mosaic of ancient Chinese culture: Selected works, Moscow: Vostochnaia literatura Publ. (In Russian)

The Shorter Columbia Anthology of Traditional Chinese Literature (2000), ed. by Mair, V.H., New York: Columbia University Press.

Connery, C.L. (2001), Sao, Fu, Parallel Prose, and Related Genres, in: Mair, V.H. (ed.), The Columbia History of Chinese Literature, New York: Columbia University Press, pp. 223–247.

Luo Yuming (2011), A Concise History of Chinese Literature, transl., аnnot. and introd. by Ye Yang, in 2 vols, vol. 1, Leiden: Brill.

Kern, M. (2010), Early Chinese literature, beginnings through Western Han, ed. by Kang-I Sun Chang and Stephen, O., in: The Cambridge History of Chinese Literature, in 2 vols, vol. 1, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 1–115.

Selection of Refined Literature (1959), comp. by Xiao Tong, comment. by Li Shan, in 2 vols, vol. 2, Beijing, Shangwu yinshuguan. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

20.04.2023

Как цитировать

Кравцова, М. Е. (2023). Китайские теории «грязной» музыки и поэзии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(1), 145–158. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.112