Китайские теории «грязной» музыки и поэзии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.112Аннотация
Статья посвящена анализу представлений о роли творческой деятельности как органического элемента духовной жизни общества и системы государственного правления, которые входили в число фундаментальных проблем древнекитайской теоретической мысли с момента ее формирования (середина I тыс. до н. э.). Особое развитие данная проблематика получила в конфуцианской теоретической мысли, и первоначально применительно к музыкальным видам искусства («музыка-юэ») с наделением их особыми метафизическими свойствами. На основании анализа оригинальных теоретических сочинений доказывается факт формирования целостной концепции «грязной музыки» (инь юэ). Как «грязь» («грязный») предлагается с определенной долей условности переводить иероглиф инь, исходно обозначавший вышедший из берегов и смешанный с грязью речной поток и превратившийся в категориальный термин, передававший всю совокупность человеческих пороков и соответствующих поступков: безнравственность, распущенность, распутство, аморальность (включая растленное сексуальное поведение). Аргументируется, что распространение «грязной музыки», считавшейся производной от этнического фольклора, в собственно китайском обществе мыслилось порождением и воплощением его духовной деградации, начиная с властной элиты. Рост популярности «грязной музыки» усугублял дальнейшее падение общественных нравственных устоев, неизбежно ведя к гибели правящего режима. В конце указанного тысячелетия идеи «грязной музыки» были перенесены и на поэтическое творчество. В результате постулируется, что китайской философской и эстетической мысли были исходно присущи представления о творческой деятельности, выражающей самые низменные человеческие качества и устремления, которая наделялась способностью оказывать разрушительное воздействие на внутреннюю духовность личности, на человеческое общество и миропорядок в целом, ведя к гибели государства.
Ключевые слова:
Китай, эпоха Чжоу, эпоха Хань, теории творческой деятельности, музыкальные виды искусства, поэзия, «грязное» творчество
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.