ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИЗНАНКА КУЛЬТУРЫ

  • Алексей Давыдович Шоркин Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Российская Федерация, Республика Крым, 295007, г. Симферо- поль, пр. Академика Вернадского, д. 4;

Аннотация

Культура (включающая такие сферы, как наука и искусство) характеризуется тремя атри- бутивными аспектами: во-первых, она образована фондами ранее полученных достижений; во-вторых, в любую из сфер культуры встроены средства креативного прироста этих фондов; в-третьих, культура, наука, искусство являются определенными, тонко структурированными социальными институтами. В статье рассмотрен третий из аспектов культуры — менее иссле- дованная, скрытая, изнаночная ее сторона. Концепт «институциональной изнанки» введен для того, чтобы вскрыть ряд факторов, негативно сказывающихся на состоянии и процессах раз- вития современной культуры. В современном искусстве и массмедиа доминирует способ презентации реальности, назван- ный «кластеризацией», «клипизацией» (М. Фуко, Э. Тоффлер), «комбинаторикой симуляций» (М. Серто). Культура здесь разорвана «абсансами», провалами сознания, которые средства мас- совой информации, ньюсмейкеры ловко заполняют нужными «фантазмами» (П. Вирильо). Ньюсмейкеры культуры, галеристы и искусствоведы чрезмерно ориентированы на рынок, они разорвали цепочку «художник — заказчик», вклинились в нее центром власти, манипули- рующим посредником. Расколотая на кластеры реальность приводит к расфокусировке исследо- вательского зрения. Акт экспонирования арт-объекта стал подменять процессы его экспертизы и признания. Катастрофически размываются базовые критерии отличия произведения искус- ства от его имитации.

Ключевые слова:

атрибутивные аспекты культуры, изнаночная сторона институциональных, практик, абсанс, фантазм, ньюсмейкер

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Фуко М. Око власти // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. М.: Праксис 2002. С. 220–248.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ 1999. 784 с.

Соколов Б. Г. Кластеризация реальности и «арктическая истерия» // Studia culturae. Вып. 15. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2013. С. 35–43.

Эпштейн М. Н. Мир как матрица. URL: http://www.chaskor.ru/article/mir_kak_matritsa_25366 (дата обращения: 01.11.2014).

Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать. СПб.: Изд-во Европейского ун-та 2013. 330 с.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет 2000. 258 с.

Баркова Э. В. Какой подход сохранит культуру и ее высокие ценности? // Studia culturae. Вып. 15. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2013. С. 7–12.

Голик Н. В. Экологическая эстетика: предварительные итоги // Studia culturae. Вып. 15. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2013. С. 13–16.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика 1993. С. 221–238.

Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука 2004. 144 с.

Иванова Ю. В. Новые контексты функционирования современных художественных произве- дений // Studia culturae. Вып. 19. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2014. С. 92–101.

Михалевич Б. А. Субстанциональная эстетика как рефлекторная динамика творческих прин- ципов Казимира Малевича // Studia culturae. Вып. 17. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2013. С. 119–127.

Здвижкова И. Г. Трансформация самоидентификации художника в XX в. веке плюрализма стилей // Studia culturae. Вып. 19. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2014. С. 207–214.
Опубликован
2018-11-15
Как цитировать
Шоркин, А. (2018). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИЗНАНКА КУЛЬТУРЫ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 31(2), 85-94. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/2826