ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИЗНАНКА КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Культура (включающая такие сферы, как наука и искусство) характеризуется тремя атри- бутивными аспектами: во-первых, она образована фондами ранее полученных достижений; во-вторых, в любую из сфер культуры встроены средства креативного прироста этих фондов; в-третьих, культура, наука, искусство являются определенными, тонко структурированными социальными институтами. В статье рассмотрен третий из аспектов культуры — менее иссле- дованная, скрытая, изнаночная ее сторона. Концепт «институциональной изнанки» введен для того, чтобы вскрыть ряд факторов, негативно сказывающихся на состоянии и процессах раз- вития современной культуры. В современном искусстве и массмедиа доминирует способ презентации реальности, назван- ный «кластеризацией», «клипизацией» (М. Фуко, Э. Тоффлер), «комбинаторикой симуляций» (М. Серто). Культура здесь разорвана «абсансами», провалами сознания, которые средства мас- совой информации, ньюсмейкеры ловко заполняют нужными «фантазмами» (П. Вирильо). Ньюсмейкеры культуры, галеристы и искусствоведы чрезмерно ориентированы на рынок, они разорвали цепочку «художник — заказчик», вклинились в нее центром власти, манипули- рующим посредником. Расколотая на кластеры реальность приводит к расфокусировке исследо- вательского зрения. Акт экспонирования арт-объекта стал подменять процессы его экспертизы и признания. Катастрофически размываются базовые критерии отличия произведения искус- ства от его имитации.
Ключевые слова:
атрибутивные аспекты культуры, изнаночная сторона институциональных, практик, абсанс, фантазм, ньюсмейкер
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.