Редеющая телесность артефакта
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.211Аннотация
В статье сопоставляются две версии развития культурологии. В первой (широкой) под культурой традиционно понимается вся искусственно созданная «вторая природа». Согласно второй, доминирующей в настоящее время узкой версии, предметом культурологии являются ментальные (идеациональные) аспекты культур; телесность артефактов здесь вытеснена на периферию исследовательского поиска. Узкое истолкование культуры приводит к ряду концептуальных изъянов и тематических пробелов. Перспективы культурологии усматриваются автором в преимуществах широкой трактовки культуры. Предложена модель морфологии культуры, которая включает в себя фронтир, дискурсивные практики и ключевые ценности. Фронтир культуры на ее границе с внешней средой — природой и другими культурами — образован артефактами трех видов: искусственными вещами, модифицированными организмами и социальными институтами. В номенклатуру дискурсивных практик, делающих возможным построение фронтира, входят знания, технологии и нормы. Их историко-культурные конфигурации, а не только содержание претерпевают существенные метаморфозы. Особую функцию межпоколенной трансляции культурных достижений выполняют технологии инкультурации. Ценности культур презентируются прежде всего символами. Кроме того, их передают и перестраивают симулякры, которые способны выполнять как разрушительные, так и созидательные функции. Символы способствуют следованию традициям, симулякры — их обогащению или смене. Символы и симулякры направляют динамику культур. Для описания этой динамики целесообразно использовать синергетические понятия персистентного и трансмутационного аттракторов. В персистентных аттракторах осуществляется все более тонкое приспособление культур к привычным для них внешним вызовам. Резкое изменение вызовов выталкивает культуру в один из двух трансмутационных аттракторов, где она либо гибнет, либо получает шанс стать цивилизацией.
Ключевые слова:
культурология, артефакт, дискурсивные практики, симулякр, фронтир культуры, динамика культуры
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.