Редеющая телесность артефакта

  • Алексей Давыдович Шоркин Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Аннотация

В статье сопоставляются две версии развития культурологии. В первой (широкой) под культурой традиционно понимается вся искусственно созданная «вторая природа». Согласно второй, доминирующей в настоящее время узкой версии, предметом культурологии являются ментальные (идеациональные) аспекты культур; телесность артефактов здесь вытеснена на периферию исследовательского поиска. Узкое истолкование культуры приводит к ряду концептуальных изъянов и тематических пробелов. Перспективы культурологии усматриваются автором в преимуществах широкой трактовки культуры. Предложена модель морфологии культуры, которая включает в себя фронтир, дискурсивные практики и ключевые ценности. Фронтир культуры на ее границе с внешней средой — природой и другими культурами — образован артефактами трех видов: искусственными вещами, модифицированными организмами и социальными институтами. В номенклатуру дискурсивных практик, делающих возможным построение фронтира, входят знания, технологии и нормы. Их историко-культурные конфигурации, а не только содержание претерпевают существенные  метаморфозы. Особую функцию межпоколенной трансляции культурных достижений выполняют технологии инкультурации. Ценности культур презентируются прежде всего символами. Кроме того, их передают и перестраивают симулякры, которые способны выполнять как разрушительные, так и созидательные функции. Символы способствуют следованию традициям, симулякры — их обогащению или смене. Символы и симулякры направляют динамику культур. Для описания этой динамики целесообразно использовать синергетические понятия персистентного и трансмутационного аттракторов. В персистентных аттракторах осуществляется все более тонкое приспособление культур к привычным для них внешним вызовам. Резкое изменение вызовов выталкивает культуру в один из двух трансмутационных аттракторов, где она либо гибнет, либо получает шанс стать цивилизацией.

Ключевые слова:

культурология, артефакт, дискурсивные практики, симулякр, фронтир культуры, динамика культуры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Юрчук, В. В. (1999), Современный словарь по культурологии, Минск: Современное Слово.

2. Уайт, Л. (1949), Наука о культуре, пер. Резвых, П. В., в Антология исследований культуры, т. 1: Интерпретация культуры, СПб.: Университетская книга, с. 141–156.

3. Орлова, Э. А. (2010), История антропологических учений, М.: Академический проект; Альма Матер.

4. Шулепова, Э. А. (2015), Культурология и ее исторические основания, в Историческая культурология, ред. Шулепова, Э. А., М.: Академический проект; Альма Матер, с. 5–9.

5. Flier, F. Y. (2015), Историческая культурология как область знания, в Историческая культурология, ред. Шулепова, Э. А., М.: Академический проект; Альма Матер, с. 9–18.

6. Солонин, Ю. Н. и Каган, М. С. (2007), Культурология, М.: Высшее образование.

7. Бодрийяр, Ж. (1995), Система вещей, пер. Зенкин, С. Н., М.: Рудомино.

8. Гирц, К. (1973), «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры, пер. Лазарева, Е. М., в Антология исследований культуры, т. 1: Интерпретация культуры, СПб.: Университетская книга, с. 171–200.

9. Найдорф, М. И. (2005), Введение в теорию культуры: основные понятия культурологии, Одесса: Друк.

10. Тойнби, А. Дж. (1991), Постижение истории, пер. Жарков, А. Е., М.: Прогресс.

11. Уайт, Л. (1959), Понятие культуры, пер. Лазарева, Е. М., в Антология исследований культуры, т. 1: Интерпретация культуры, СПб.: Университетская книга, с. 17–48.

12. Харари, Ю. Н. (2016), Sapiens. Краткая история человечества, пер. Сумм, Л., М.: Синдбад.

References

1. Yurchuk, V. V. (1999), Modern Dictionary of Cultural Studies, Minsk: Sovremennoe Slovo Publ. (In Russian)

2. White, L. (1949,) Science of Culture, transl. by Rezvyh, P. V., in Antologiia issledovanii kul’tury, vol. 1: Interpretatsiia kul’tury, St. Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., pp. 141–156 (In Russian)

3. Orlova, E. A. (2010), History of Anthropological Doctrines, Moscow: Akademicheskii proekt Publ., Al’ma mater Publ. (In Russian)

4. Shulepova, E. A. (2015), Culturology and its historical foundations, in Istoricheskaia kul’turologiia, ed. by Shylepova, E. А., Мoscow: Akademicheskii proekt Publ., Al’ma mater Publ., pp. 5–9.

5. Flier, A. Y. (2015), Historical Culturae Studies as a region of knowledge, in Istoricheskaia kul’turologiia, ed. by Shylepova, E. А., Мoscow: Akademicheskii proekt Publ., Al’ma mater Publ., pp. 9–18.

6. Solonin, Yu. N. and Kagan, M. S. (2007), Cultural Studies: Textbook, Moscow: Vysshee obrazovanie Publ. (In Russian)

7. Baudrillard, J. (1995), System of Things, transl. by Zenkin, S. N., Moscow: Rudomino Publ. (In Russian)

8. Geertz, С. (1973), The Interpretations of Culture, transl. by Lazareva, E. M., in Antologiia issledovanii kul’tury, vol. 1: Interpretatsiia kul’tury, St. Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., pp. 171–200. (In Russian)

9. Najdorf, M. I. (2005), Introduction to Theory of Culture: Basic Concepts of Cultural Studies, Odessa: Druk Publ. (In Russian)

10. Toynbee, A. J. (1991), A Study of History, transl. by Jarkov, A. E., Moscow: Progress Publ. (In Russian)

11. White, L. A. (1959), The Concept of Culture, transl. by Lazareva, E. M., in Antologiia issledovanii kul’tury, vol. 1: Interpretatsiia kul’tury, St. Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., pp. 17–48 (In Russian)

12. Harari, Yu. N. (2016), Sapiens. A brief history of Humankind, transl. by Summ, L., Moscow: Sindbad Publ. (In Russian)

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Шоркин, А. Д. (2021). Редеющая телесность артефакта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(2), 322–337. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.211