Политики медиа и эстетика

  • Валерий Владимирович Савчук Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу трансформации эстетического подхода в эпоху медиального поворота. Каким образом изменяется предмет эстетики, ее принципы и методы, как медианалитика влияет на традиционный эстетический анализ, тематизацию ее предмета. Для этого рассматриваются две крайние позиции апологии эстетики и ее радикальной критики. Выделяется принципиальная особенность медиаанализа, которому присущи безоценочное суждение, формальность и эмоциональная безучастность. Эстетика же сохраняет продуктивность своего оценочного ресурса. У медиа есть свои интересы, свои способы добиваться их. Для этого медиа использует ресурс эстетики. Однако роль эстетики в достижении власти медиа недостаточно изучена. Анализ взаимоотношения политик медиа и эстетического режима позволит определить как собственную специфику политик медиа, направленных на самоучреждение и самообоснование, так и новые горизонты эстетики. У эстетики есть своя политика. Ставится острый вопрос о той сфере, которая не дается эстетике, на которые она не может набросить сеть своих категорий, что вновь свидетельствует о неустранимости внеэстетического опыте. И напротив, то, что подводится под категорию эстетического утрачивает модус актуальности, переходя в нормативный режим искусства или легитимную страницу истории культуры. Подмечена закономерность, чем стройнее история эстетики и чем яснее ее основания и критерии саморефлексии, тем более сильную волю к блокированию ее подлинного ресурса мы наблюдаем. Иными словами, воля к истории, конструируемая исходя из оставшихся в прошлом веке принципов ее самоописания, ведет к стагнации эстетики.

Ключевые слова:

медиа, эстетика, политика, оценка, перформанс, актуальное искусство

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Шустерман Р. Прагматическая эстетика. Живая красота, переосмысление искусства / пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. 408 с.

Figal G. Erscheinungsdinge. Ästhetik als Phönomenologie. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. S. 304.

Страхов Н. Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984. 431 c.

Декарт Р. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.

Шиллер Ф. О грации и достоинстве // Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1957. 584 с.

Плотин VI 7, 33, 30 // Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 142 с.

Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.

Юнгер Э. О боли / пер. с нем. Г. Хайдаровой // Ступени. Петербургский альманах. 2000, No 1 (11). С. 23–49.

Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / пер. с англ. под ред. А. Фоменко, А. Шестакова. М.: Ад Маргинем, 2015. 816 с.

Faulstich W. Die Kultur der Pornografie. Kleine Einführung in Geschichte, Medien, Ästhetik, Markt und Bedeutung. Bardowick: Wissenschaftler-Verlag. 1994. S. 301.

Faulstich W. Hardcore-Pornofilme. Geschichte, Typologie, Ästhetik und Bedeutung // Unser Jahrhundert in Film und Fernsehen. Beiträge zu zeitgeschichtlichen Film- und Fernsehdokumenten / Hrsg. K. Friedrich Reimers. München, 1995. S. 231–248.

Жижек С. «Порнография лишилась всего своего обаяния»: интервью. URL: http://doxajournal.ru/texts/zizek2 (дата обращения: 24.01.2018).

Как «простой парнишка с Нарвской» получил 4 порно-«Оскара» в США. URL: http://www.fontanka.ru/2018/01/29/143/) (дата обращения: 31.01.2018).

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. VII. Л.: Наука, 1973. 211 с.

Фостер Х. Хвала актуальности // Художественный журнал. 2017. No 103. С. 81–91.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1957. С. 251–358.

Мюнкер С. После медиального поворота. Семь тезисов о медиафилософии // Медиареальность: концепты и культурные практики: учебное пособие. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2017. С. 142–149.

References

Shusterman, R. (2012), Pragmaticheskaia estetika. Zhivaia krasota, pereosmyslenie iskusstva [Pragmatist Aesthetics: Living Beauty, Rethinking Art], trans. by M. Kukartseva, N. Sokolova, V. Volkov, Kanon+ ROOI “Reabilitatsiia” Publ., Moscow, Russia, pp. 292–340.

Figal, G. (2010), Erscheinungsdinge. Ästhetik als Phönomenologie, Mohr Siebeck, Tübingen, Germany.

Strahov, N. N. (1984), Literaturnaia kritika [Literary criticism], Sovremennik Publ., Moscow, Russia.

Descartes, R. (1989), Sochineniia [Writings], vol. 1, Mysl’, Moscow, Russia.

Schiller, F. (1957), “About grace and dignity”, in Schiller, F. Sobraniie sochinenii [Collected works], in 7 vols., vol. 6, Khudozhestvennaia literatura Publ., Moscow, Russia.

“Plotin, VI 7, 33, 30” (1991), in Ado, P. Plotin ili Prostota vzglyada [Plotin or Simplicity of view], Greko-latinskii kabinet Iu. A. Shichalina, Moscow, Russia.

Bourriaud, N. (2016), Reliatsionnaia estetika. Postproduktsiia [Relational aesthetics. Postproduction], Ad Marginem Publ., Moscow, Russia.

Jünger, E. (2000), “About pain”, trans. by G. Hajdarova, Stupeni. Peterburgskii al’manakh, no. 1 (11), pp. 23–49.

Foster, H., Krauss, R., Bois, Y.-A., Buchloh, B. H. D. and Joselit, D. (2015), Iskusstvo s 1900 goda: modernizm, antimodernizm, postmodernizm [Art since 1900: modernism, antimodernism, postmodernism], trans. from eng., ed. by A. Fomenko, A. Shestakova, Ad Marginem Publ., Moscow, Russia.

Faulstich, W. (1994), Die Kultur der Pornografie. Kleine Einführung in Geschichte, Medien, Ästhetik, Markt und Bedeutung, Wissenschaftler-Verlag, Bardowick, Germany.

Faulstich, W. (1995), “Hardcore-Pornofilme. Geschichte, Typologie, Ästhetik und Bedeutung”, in Unser Jahrhundert in Film und Fernsehen. Beiträge zu zeitgeschichtlichen Film- und Fernsehdokumenten, Hrsg. K. Friedrich Reimers, Ölschläger, München, Germany, pp. 231–248.

Žižek, S. “Pornografiia lishilas’ vsego svoego obaianiia”. Interv’iu [“Pornography has lost all its charm”. Interview], available at: http://doxajournal.ru/texts/zizek2 (Accessed 24 January 2018).

Kak «prostoi parnishka s Narvskoi» poluchil 4 porno-«Oskara» v SShA [As “a simple guy with Narva” has received 4 porn “Oscar” in USA], available at: http://www.fontanka.ru/2018/01/29/143/ ) (Accessed 31 January 2018).

Dostoyevskii, F. M. (1973), Polnoe sobranie sochinenii [Complete works], in 30 vols., vol. 7, Nauka, Moscow, Russia.

Foster, H. (2017), “Praise for relevance”, Khudozhestvennyi zhurnal, no. 103, pp. 81–91.

Schiller, F. (1957) “Letters about the aesthetic education of man” in Schiller, F. Sobraniie sochinenii [Collected works], in 7 vols., vol. 6, Khudozhestvennaia literatura Publ., Moscow, Russia, pp. 251–358.

Münker, S. (2017), “After the medial turn. Seven theses about media philosophy”,
Mediareal’nost’: koncepty i kul’turnye praktiki [Media reality: concerts and cultural practices], textbook. Fond razvitiia konfliktologii, St. Petersburg, Russia.
Опубликован
2019-01-15
Как цитировать
Савчук, В. (2019). Политики медиа и эстетика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(4), 585–596. https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.411