«Женский вопрос» в православии: история обсуждения во второй половине XX — начале ХХI столетия

  • Надежда Алексеевна Белякова Институт всеобщей истории Российской академии наук, Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский проспект, 32А

Аннотация

В статье поставлена задача проанализировать, как вопрос о положении женщин стал обсуждаться в православных церквах, какие богословски значимые положения были выработаны в ходе дискуссии. Обсуждение во Всемирном cовете церквей шло в контексте выработки норм о правах человека и прекращении дискриминации женщин. Именно ВСЦ простимулировал в середине 1970-х годов проведение регулярных межправославных встреч-конференций, на которых обсуждались различные аспекты — богословские, социальные и культурные, — определяющие положение женщин. Самой крупной была конференция 1988 г. на Родосе «Место женщины в православной церкви и вопрос о хиротонии женщин»; следующим этапом в богословском осмыслении этого вопроса стала конференция 2015 г. в Салониках «Диакониссы, рукоположение женщин и православное богословие». Серьезную эволюцию претерпела аргументация православных церквей. Если изначально преобладал тезис о том, что православная церковь не знает практики рукоположения женщин, а запрет женщинам участвовать в священнодействии укоренен в экклезиологии и христологии, в ходе обсуждения были выработаны аргументы, убедительно показывающие, что в древней церкви над женщинами совершалось полноценное рукоположение в диаконисс и они занимались разнообразными формами церковной деятельности. Обсуждение экуменическими кругами темы насилия пришлось на период кардинальных перемен, связанных с распадом социалистического лагеря и не было услышано в православных церквах Восточной Европы. Зато рост радикального феминизма в мире и участившаяся практика рукоположения женщин в протестантских церквах в священнический и епископский сан способствовали формированию в массовом «православном» сознании страшной угрозы, исходящей от рукоположенной женщины. Фактическая феминизация богословского образования и церковного управления низших уровней не привела к консолидации женщин и артикуляции ими своего статуса в церковных структурах.

Ключевые слова:

женщина в православии, история женщин, гендер в православии, экуменический диалог, межправославные отношения, Всемирный совет церквей, права женщин

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература/ References

Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 704 с.

Barot M. Cooperation entre les hommes et les femmes dans l’Eglise, la famille et la Societe. Broshures d’Information sue se departament, Geneva: COE, 1964. 20 p.

Limouris G. Orthodox and ecumenical Assemblies and Conferences of the XX century // Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. 2000. Bd. XVI. S. 1–24.

Кунтер К. Был ли третий путь? Всемирный совет церквей в период холодной войны // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 147–163.

Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной церкви. М.: ББИ, 2000. 81 с.

Parvey C. F. The Community of Women and Men in the Church. The Sheffield Report. Geneve: WCC, 1983. 201 p.

Baptism, Eucharist and Ministry. World Council of Churches. Faith and Order. Paper No. 111 // WCCCOE. ORG: сайт Всемирного совета церквей. 1982. URL: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/commissions/faith-and-order/i-unity-the-church-and-its-mission/baptism-eucharist-andministry-faith-and-order-paper-no-111-the-lima-text (дата обращения: 08.02.2018).

Was ist und was soll eine “Okumenische Dekade Solidaritat der Kirchen mit den Frauen”? Informationsund Studienheft fur die evangelische Landeskirche in Wurttemberg. Wurttemberg: Evangelischen Landeskirche in Wurttemberg, 1996. 78 S.

Brown S. “Churches accused of ignoring or condoning violence against women” // ARCHIVE. WFN.ORG: Сервер Worldwide Faith News archives. Ecumenical News International. 1999.04.01. URL: http://archive.wfn.org/1999/01/msg00030.html (дата обращения: 11.02.2018).

WCC Assembly Debates Role of Women. WCC Eighth Assembly — Press Release N 16. 7 December // WCC-COE. ORG: сервер Всемирного совета церквей. 1998. URL: http://wcc-coe.org/wcc/assembly/pre-16.html (дата обращения: 11.02.2018).

Заключительный отчет Специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе Всемирного Совета Церквей // WCC-COE. ORG: сервер Всемирного совета церквей. 2002. URL: http://wcc-coe.org/wcc/russian.html (дата обращения: 11.02.2018).

Liveris L. B. Ancient Taboos and Gender Prejudice: Challenges for Orthodox Women and the Church. Abingdon: Routledge, 2005. 254 p.

Kasselouri M., Pekridou М. Many Women Were Also There: The Participation of Orthodox Women in the Ecumenical Movement, Geneva: WCC Publications, 2010. 244 p.

Tarasar C., Kirillova I. Orthodox Women. Their Role and Participation in the Orthodox Church, Geneva: WCC Publications, 1977. 226 р.

Himmel-Agisburg A. M. Ansatze zu einer orthodoxen Frauenbewegung // Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. 2005. Bd. XVII. S. 3–27.

Fitzgerald K. K. Die Eva-Maria Typologie und die Frauen in de Orthodoxen Kirche // Internationale Kirchliche Zeitschrift. 1998. April — Juni. S. 226–232.

Ohme H. Neue theologische Einsichten der Orthodoxie zur Frage der Frauenordination — Die Konferenz von Rodhos vom 30.10 — 7.11.1988 // Bock W., Lienemann W. Frauenordination. Studien zu Kirchenrecht und Theologie. Heidelberg: FEST, 2000. Vol. III. S. 141–145.

Ecumenical Patriarch Bartholomew Hosts International Conference for Orthodox Women // STNINA. ORG: сервер журнала The St. Nina Quarterly. 1997. URL: http://www.stnina.org/printjournal/volume-1/volume-1-no-4-fall-1997/ecumenical-patriarch-bartholomew-hosts-international (дата обращения: 04.02.2018).

Fitzgerald K. K. Women Deacons in the Orthodox Church: Called to Holiness and Ministry. Brookline: Holy Cross Orthodox Press. 1998. 226 p.

Vasilevich N. Die Stille der Frauen am Heiligen und Gro.en Konzil // Religion & Gesellschaft in Ost und West. 2016. No. 11. S. 22–24.

Theodorou E. D. Weibliche Kleriker aus orthodoxer Sicht. Unter besonderer Berucksichtigung der Empfehlung der panorthodoxen Theologenkonferenz von 1988 // Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. 2000. Bd. XVI (Mutter, Nonnen, Diakonissen). S. 190–212.

Bader D. Warum keine Ordination der Frau? Unterschiedliche Einstellungen in den christlichen Kirchen. Munchen: Schnell & Steiner, 1987. 187 S.

Hopko Th. Woman and Priesthood. Crestwood, NY: St Vladimirs Seminary Press, 1983. 260 р.

Evdokimov P. La femme et le salut du monde. Etude d’Anthropologie chretienne sur les charismas de la femme. Paris: Casterman, 1958. 272 p.

Jensen A. Wie patriarchalisch ist die Ostkirche? Frauenfragen in der orthodoxen Theologie // Una Sancta. 1985. Vol. 40. S. 130–145.

Meer H. van der. Priestertum der Frau? Eine theologie-geschichtliche Untersuchung, Freiburg: Herder, 1969. 213 S.

Gemeinsame Uberlegungen der Orthodox-Altkatholischen Konsultation zur Stellung der Frau in der Kirche und zur Frauenordination als okumenischem Problem. Vorbemerkung // Internationale Kirchliche Zeitschrift. Bild Christi und Geschlecht. 1998. April — Juni. S. 78–81.

Synek E. Frauenrolle & Frauenrechte in der Europaischen Orthodoxie // Каnon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. Bd. XVII. Egling: Roman Kovar, 2005. 265 S.

Vassiliadis P., Papageorgiou N., Kasselouri-Hatzivassiliadi E. (eds) Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2017. 610 p.


References

Beliakova, E., Beliakova, N, and Emchenko, E. (2011), Zhenshchina v pravoslavii: tserkovnoe pravo i rossiiskaia praktika [Woman in orthodoxy: Church Law and Russian Practice], Kuchkovo pole Publ., Moscow, Russia.

Barot, M. (1964), Cooperation entre les hommes et les femmes dans l’Eglise, la Famille et la Societe [Cooperation between men and women in the Church, the Family and Society]. Broshures d’Information sue se departament, COE, Geneva, Switzerland.

Limouris, G. (2000), “Orthodox and ecumenical Assemblies and Conferences of the 20th century”, Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. Mutter, Nonnen, Diakonissen, vol. XVI, 4. Kunter, K. (2017), “Byl li tretii put’? Vsemirnyi sovet tserkvei v period kholodnoi voiny” [Was There a Third Way? World Council of Churches in the Period of Cold War], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 35, no 1, pp. 147–163.

Ber-Sigel, E. and Ware, K. (2000), Rukopolozhenie zhenshchin v Pravoslavnoi tserkvi [The Ordination of Women in the Orthodox Church). Biblical-Theological Institute, Moscow, Russia.

Parvey, C. (ed.) (1983), The Community of Women and Men in the Church. The Sheffield Report, WCC, Geneve, Switzerland.

Baptism, Eucharist and Ministry. World Council of Churches. Faith and Order. Paper No. 111, WCCCOE. ORG: the site of World Council of Churches, available at: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/commissions/faith-and-order/i-unity-the-church-and-its-mission/baptism-eucharist-andministry-faith-and-order-paper-no-111-the-lima-text (Accessed 8 February 2018).

Was ist und was soll eine “Okumenische Dekade Solidaritat der Kirchen mit den Frauen”? (1996), Informations-und Studienheft fur die evangelische Landeskirche in Wurttemberg, Wurttemberg, Germany.

Brown, S. “Churches accused of ignoring or condoning violence against women”, ARCHIVE. WFN.ORG: server of the Worldwide Faith News Archives. Ecumenical News International. 1999. 04.01, available at: http://archive.wfn.org/1999/01/msg00030.html (Accessed 11 February 2018)

WCC Assembly Debates Role of Women. WCC Eighth Assembly — Press Release No. 16. 7 December, available at: http://wcc-coe.org/wcc/assembly/pre-16.html (Accessed 11 February 2018).

“Zakliuchitel’nyi otchet Spetsial’noi komissii po voprosu ob uchastii Pravoslavnykh Tserkvei v rabote Vsemirnogo Soveta Tserkvei” [The report of the Special Commission on the Participation of Orthodox Churches in the World Council of Churches], available at: http://wcc-coe.org/wcc/russian.html (Accessed 11 February 2018).

Liveris, L. B. (2005), Ancient Taboos and Gender Prejudice: Challenges for Orthodox Women and the Church, Routlege, Abingdon, UK.

Kasselouri, M. and Pekridou, M. (ed.) (2010), Many Women Were Also There: The Participation of Orthodox Women in the Ecumenical Movement, WCC Publications, Geneva, Switzerland.

Tarasar, C. and Kirillova, I. (eds) (1977), Orthodox Women. Their Role and Participation in the Orthodox Church, WCC Publications, Geneva, Switzerland.

Himmel-Agisburg, A. M. (2005), “Ansatze zu einer orthodoxen Frauenbewegung”, Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. vol. XVII, pp. 3–27.

Fitzgerald, K. K. (1998) “Die Eva-Maria Typologie und die Frauen in de Orthodoxen Kirche”, Internationale Kirchliche Zeitschrift, April — Juni, pp. 226–232.

Ohme, H. (2000), “Neue theologische Einsichten der Orthodoxie zur Frage der Frauenordination — Die Konferenz von Rodhos vom 30.10–7.11.1988”, in Bock, W. and Lienemann ,W. (eds), Frauenordination. Studien zu Kirchenrecht und Theologie, vol. III. FEST, Heidelberg, Germany, pp. 141–145.

“Ecumenical Patriarch Bartholomew Hosts International Conference for Orthodox Women”, STNINA. ORG: server of The St. Nina Quarterly. 1997, available at: http://www.stnina.org/print-journal/volume-1/volume-1-no-4-fall-1997/ecumenical-patriarch-bartholomew-hosts-international (Accessed 4 February 2018).

Fitzgerald, K. K. (1999), Orthodox Women speak. Discerning the Signs of the Times. WCC, Geneve.

Vasilevich, N. (2016), “Die Stille der Frauen am Heiligen und Gro.en Konzil”, Religion & Gesellschaft in Ost und West, no. 11, pp. 22–24.

Theodorou, E. D. (2000), Weibliche Kleriker aus orthodoxer Sicht. Unter besonderer Berucksichtigung der Empfehlung der panorthodoxen Theologenkonferenz von 1988, Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. Mutter, Nonnen, Diakonissen, vol. XVI, pp. 190–212.

Bader, D. (ed.) (1987), Warum keine Ordination der Frau? Unterschiedliche Einstellungen in den christlichen Kirchen, Schnell & Steiner, Munchen, Germany.

Hopko, Th. (ed.) (1983), Woman and Priesthood, St. Vladimirs Seminary Press, Crestwood, NY.

Evdokimov, P. (1958), La femme et le salut du monde. Etude d’Anthropologie chretienne sur les charismas de la femme [The woman and the salvation of the world. Study of Christian Anthropology on the Charismas of Women], Casterman, Paris, France.

Jensen, A. (1985), “Wie patriarchalisch ist die Ostkirche? Frauenfragen in der orthodoxen Theologie”, Una Sancta, vol. 40. pp. 130–145.

Meer van der, H. (1969), Priestertum der Frau? Eine theologiegeschichtliche Untersuchung, Herder, Freiburg, Germany.

“Gemeinsame Uberlegungen der Orthodox-Altkatholischen Konsultation zur Stellung der Frau in der Kirche und zur Frauenordination als okumenischem Problem. Vorbemerkung”, (1998), Internationale Kirchliche Zeitschrift. Bild Christi und Geschlecht, April — Juni, pp. 78–81.

Synek, E. (ed.) (2005), Каnon. Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen. Frauenrolle & Frauenrechte in der Europaischen Orthodoxie, vol. XVII.

Vassiliadis, P., Papageorgiou, N. and Kasselouri-Hatzivassiliadi, E. (eds) (2017), Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology, Cambridge Scholars Publishing, Cambridge, UK. pp. 1–24.
Опубликован
2019-03-29
Как цитировать
Белякова, Н. (2019). «Женский вопрос» в православии: история обсуждения во второй половине XX — начале ХХI столетия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 194–208. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.116