Павел Флоренский и «неактивное усилие». Философия религии как источник понятий для эпистемологии

Авторы

  • Якуб Мах Варшавский университет, Польша, 00-203, Варшава, ул. Бонифатерска, 3/11, 16

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.108

Аннотация

Павел Флоренский в работе «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» в «Письме втором: Сомнение» описывает сложную эпистемическую структуру религиозного опыта. В статье показано, что центральным элементом этой структуры является акт «неактивного усилия», который не дает ясного результата, но порождает в сознании субъекта «тон надежды», ожидание раскрытия возможностей постижения объекта, которые не могут быть получены на пути обычного рационального метода познания. Как следует из размышлений Флоренского, наличность такого акта обусловлена тем, что объект религиозного опыта (в данном случае это догматы) находится за гранью того, что возможно для рационального познания, и тем не менее он должен быть как-то захвачен и выражен этим познанием. В результате анализа текста Флоренского в статье формулируется эпистемологическая модель познавательных актов этого рода, которые требуют от познающего большого усилия, но одновременно лишены каких-либо признаков действия. Помимо субъекта познания и его объекта в структуре такого акта присутствует третий элемент, «тон надежды», который позволяет акту познания, осуществляемому разумом, выйти за пределы разума в сферу трансцендентного. Эта модель, полученная в анализе религиозного опыта, может оказаться полезна для описания некоторых познавательных событий, не связанных с религией. Например, в ситуации, когда условия познания не позволяют получить надежного результата, но субъект продолжает осуществлять познавательные акты по модели неактивного усилия, и внезапно, без достаточного основания, получает знание, которое превосходит все ожидания. Здесь открывается возможность существенно расширить проблемное поле эпистемологии. 

Ключевые слова:

П. Флоренский, философия религии, эпистемология, познавательный акт, неактивное усилие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Mach J. Epistemologiczne znaczenie filozoficznych konceptualizacji doświadczenia religijnego// Epistemologia doświadczenia religijnego w XX-wiecznej filozofii rosyjskiej i żydowskiej / red.J. Dobieszewski, S. Krajewski, J. Mach. Kraków: TAiWPN Universitas, 2018. S. 50–61.

2. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ACT, 2003. 640 c.

3. Мах Я. От философии религии до эпистемологии // Религия и познание. Эпистемология религиозного опыта в русской и еврейской мысли ХХ века / под ред. Я. Добешевски, С. Краевски, Я. Маха. Warszawa: Uniwersytat Warszawski, Wydzial Filozofii, 2018. С. 69–78.

4. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

References

1. Mach, J. (2018), “Epistemological significance of the philosophical conceptualization of religious experience”, in Dobieszewski, J., Krajewski, S., Mach, J. (eds) Epistemologia doświadczenia religijnego w 20-wiecznej filozofii rosyjskiej i żydowskiej, TAiWPN Universitas, Krakow, pp. 50–61.

2. Florensky, P. A. (2003), The Pillar and Ground of the Truth: An Essay in Orthodox Theodicy, AST Publ., Moscow, 640 p.(In Russian)

3. Mach, J. (2018), “From the philosophy of religion to epistemology”, in Dobieszewski, J., Krajewski, S., Mach, J. (eds) Religiya i poznanie. Epistemologiia religioznogo opyta v russkoi i evreiskoi mysli 20 veka, University of Warsaw, Institute of Philosophy, Warsaw, pp. 69–78. (In Russian)

4. Bulgakov, S. N. (1994), Unfading Light. Contemplations and speculations, Respublika Publ., Moscow, 415 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2020

Как цитировать

Мах, Я. (2020). Павел Флоренский и «неактивное усилие». Философия религии как источник понятий для эпистемологии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(1), 95–104. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.108