Кризис образования в цифровую эпоху

Авторы

  • Сергей Иванович Дудник Санкт-Петербургский государственный университет
  • Борис Васильевич Марков Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.201

Аннотация

В статье рассматриваются трансформации образования в цифровую эпоху: во-первых, выявление причин кризисных явлений в системе образования; во-вторых, анализ онлайн-курсов как инструментов организации современных образовательных пространств; в-третьих, воздействие электронных образовательных технологий на субъектов образовательного процесса; в-четвертых, актуализация смысловых практик обучения, основанных на личностном взаимопонимании ученика и учителя. Выводы и результаты исследования состоят в следующем: 1) если слово воздействует на мышление благодаря значению, то аудиовизуальные медиа возбуждают желания, формируют «клиповое сознание»; 2) новые медиа, с одной стороны, открывают возможности развития визуальных и эмоциональных способностей учащихся, а с другой — блокируют живое межличностное общение; 3) для развития рефлексивного опыта новые образовательные программы должны быть дополнены герменевтическими и семиотическими техниками обучения, способствующими пониманию смысла, обеспечивающими живое межличностное общение; 4) повышение производительности образования путем внедрения цифровых технологий сопровождается усилением электронного контроля и управления; 5) необходимо создание такой педагогической атмосферы, в которой культивируются свобода и ответственность, доверие и дружба.

Ключевые слова:

образ и слово, медиа образования, онлайн-курсы, либеральное образование, гуманизм, отчуждение, постгуманизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Федоров, И. Б., Еркович, С. П. и Коршунов, С. В. (1998), Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (Социальный и философский аспекты), М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана.

2. Шеманов, А. Ю. (ред.) (2010), Антропология субъективности и мир современной коммуникации: сборник статей, М.: Российский институт культурологии.

3. Бодуэн, У. Г. (2018), Высшее образование в цифровую эпоху, пер. с англ., М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, с. 26–37.

4. Rosenberger, R. (2013), Technologies of Education: Classrooms and Chat Rooms, Scalpels, and Screens, Human Studies, vol. 36 (2), pp. 307–313.

5. Конев, В. А. (1996), Культура и архитектура педагогического пространства, Вопросы философии, № 10, с. 46–57.

6. Peters, M. A. and Jandric, P. (2015), Philosophy of education in the age of digital reason, Review of Contemporary Philosophy, vol. 14., pp. 162–181.

7. Adams, C., Yin, Y., Madriz, L. F. V. and Mullen, C. S. (2014), A phenomenology of learning large: the tutorial sphere of xMOOC video lectures, Distance Education, vol. 35 (2), pp. 202–216.

8. Волкова, С. В. (2017), Феномен тела в сфере образования: когнитивно-феноменологический ракурс, Вопросы образования, № 4, с. 133–149.

9. Жижек, С. (1998), Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия, Искусство кино, № 2, с. 123–124.

10. Смирнова, Н. М. и Демченко, Л. М. (2011), Творчество как процесс созидания смыслов, в Творчество: эпистемологический анализ, М.: ИФ РАН, с. 91–112.

11. Кожевникова, М. (2017), Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии, М.: ИФ РАН.

12. Тимофеева, О. (2017), История животных, М.: Новое литературное обозрение.

13. Wolfe, C. (2010), What is Posthumanism, Minneapolis: University of Minnesota Press.

14. Шеффер, Ж.-М. (2010), Конец человеческой исключительности, М.: Новое литературное обозрение.

15. Соколова, Н. Л. (2009), Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиа-ландшафта, Самара: Изд-во «Самарский университет».

16. Липовецки, Ж. (2011), Времена гипермодерна. Будущее философии: Профессиональный и институциональный аспекты, СПб.: РХГА.

17. Хабермас, Ю. (2016), Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества, М.: Весь мир.

18. Папакостас А. (2016), Становление цивилизованной публичной сферы: недоверие, доверие и коррупция, М.: ВЦИОМ.

References

1. Fedorov, I. B., Jerković S. P., Korshunov S. V. (1998), Higher vocational education: world trends (social and philosophical aspects), Moscow: MGTU im. Baumana Publ. (In Russian)

2. Shemanov, A. J. (ed.) (2010), Anthropology of subjectivity and the world of modern communications: a collection of articles, Moscow: Rossiiskii institut kul’turologii Publ. (In Russian)

3. Bowen, William G. (2018), Hinger Education in the Digital Era, Moscow: Izdatel’skii Dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ. (In Russian).

4. Rosenberger, R. (2013), Technologies of Education: Classrooms and Chat Rooms, Scalpels, and Screens, Human Studies, vol. 36 (2), pp. 307–313.

5. Konev, V. A. (1996), Culture and architecture of the pedagogical space, Voprosy filosofii, no. 10, pp. 46–57. (In Russian).

6. Peters, M. A. and Jandric, P. (2015), Philosophy of education in the age of digital reason, Review of Contemporary Philosophy, vol. 14, pp. 162–181.

7. Adams, C., Yin, Y., Madriz, L. F. V. and Mullen, C. S. (2014), A phenomenology of learning large: the tutorial sphere of MOOC video lectures, Distance Education, vol. 35 (2), pp. 202–216.

8. Volkova, S. V. (2017), Body Phenomenon in education: cognitive-phenomenological perspective, Voprosy obrazovaniia, no. 4, pp. 133–149. (In Russian)

9. Žižek, S. (1998), Cyberspace, or Unbearable Avoidant being, Iskusstvo kino, no. 2, pp. 123–124. (In Russian)

10. Smirnova, N. and Demchenko, L. M. (2011), Creativity as a process of creation of meanings, in Creativity: epistemological analysis, Moscow: IF RAS Publ, pp. 91–112 (In Russian)

11. Kozhevnikova, M. (2017), Hybrids and human-animal chimeras, from mythology to biotechnology, Moscow: IF RAN Publ. (In Russian)

12. Timofeeva, O. (2017), History of animals, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

13. Wolfe, C. (2010), What is Posthumanism, Minneapolis: University of Minnesota Press.

14. Schaeffer, J.-M. (2010), La fin de l’exception humaine, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

15. Sokolova, N .L. (2009), Popular Culture of Web 2.0: the cartography of modern media, Samara: Samara University Publ. (In Russian)

16. Lipovecki, J. (2011), Gipermoderna Times. The future of philosophy: Professional and institutional aspects, St. Petersburg: RHGA Publ. (In Russian)

17. Habermas, J. (2016), Structural change in public life, Moscow: Ves’ mir Publ. (In Russian).

18. Papakostas, A. (2016), Formation of civilized public sphere: mistrust, trust and corruption, Moscow: VTsIOM Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2020

Как цитировать

Дудник, С. И., & Марков, Б. В. (2020). Кризис образования в цифровую эпоху. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(2), 214–226. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.201

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>