Философия истории Бенжамена Констана

Авторы

  • Артем Александрович Кротов Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.202

Аннотация

В статье анализируется концепция видного представителя раннего французского романтизма, рассматриваются его периодизация исторического процесса, представление о смысле истории. Согласно Констану, история в политическом плане не однородна. Непонимание этой важной истины властителями всегда приносило неисчислимые страдания их подданным. В основе философии истории Констана лежит идея совершенствования человеческого рода, типичная для интеллектуальной культуры эпохи Просвещения, которой он придает новое звучание, противопоставляя дух войны духу торговли. Разграничивая два вида свободы, он связывает первую ее разновидность с традицией древних народных собраний, коллективных прямых решений, а вторую — с системой представительного правления. Его периодизация всемирной истории конкретизирует представления о прогрессе как основополагающем законе природы. В свое истолкование смысла революционных событий он включал психологические элементы. Трактуя неравенство как основание общественных невзгод, он относил к важнейшим свободам человека самостоятельность в поступках и выборе жизненных приоритетов, личную безопасность, право обладания собственностью, возможность высказывать и защищать различные мнения. Ярко выраженное в ряде произведений Констана желание дистанцироваться от противоборствующих партий, выступить непредвзятым наблюдателем, мудрецом, направляющим свои усилия к общему благу, во многом отвечало идеалу философа, представленному на страницах знаменитой «Энциклопедии» Даламбера и Дидро.
Вместе с тем в его учении просветительское наследие переосмысляется сквозь призму
опыта революционного времени. Отсюда требование ограничения народного суверени-
тета, критика в адрес руссоизма, своеобразная концепция эволюции религии.

Ключевые слова:

Бенжамен Констан, французский либерализм, философия истории, Великая французская революция, французская философия XIX в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Градовский, А. Д. (1899), Политические теории XIX столетия. II. Парламентаризм во Франции. Б. Констан, в Градовский, А. Д. Собр. Соч., т. 3., СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, с. 133–268.

2. Las Case, E. de (2018), Le mémorial de Sainte-Hélène. Le manuscrit retrouvé, Paris: Perrin.

3. Constant, B. (1988), De la force du gouvernement actuel de la France et de la nécessité de s’y rallier. Des réactions politiques. Des effets de la terreur, Paris: Flammarion.

4. Constant, B. (1986), De l`esprit de conquête et de l`usurpation, Paris: Flammarion.

5. Constant, B. (1982), Ecrits politiques, Paris: Gallimard.

6. Констан, Б. (2010), О госпоже де Сталь и ее произведениях, в Эстетика раннего французского романтизма, М.: Искусство, с. 248–257.

7. Constant, B. (2013), Adolphe, Paris: Flammarion.

8. Constant, B. (1836), Cours de politique constitutionnelle, t. 1–2, Paris: Didier.

9. Rudler, G. (1909), La jeunesse de Benjamin Constant. 1767–1794, Paris: Armand Colin.

10. Lauris, G. (1904), Benjamin Constant et les idées liberals, Paris: Plon.

11. Lefranc, J. (1984), Constant, Dictionnaire des philosophes, vol. 1, Paris: PUF, pp. 601–605.

12. Terestchenko, M., Mattéi, J.-F. et Winkler, M. (1992), Constant de Rebecque, Encyclopédie philosophoque universelle, sous la dir. d’André Jacob, vol. III. Les oeuvres philosophiques, t. 1, Paris: PUF, pp. 1685–1688.

13. Федорова, М. М. (2004), Бенжамен Констан, в Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII–XIX вв.), М.: ИФРАН, с. 120–132.

14. Федосова, Е. И. (2001), Либеральная мысль в период Реставрации, в Смирнов, В. П. (ред.), Французский либерализм в прошлом и настоящем, М.: Изд-во МГУ, с. 80–99.

References

1. Gradovskij, A. D. (1899), Political theories of 19 th century. II. Parliamentarism in France. B. Constant, in Gradovskij, A. D., Sobranie sochinenii, vol. 3, St. Petersburg: Tipografiia M. M. Stasiulevicha Publ., pp. 133–268. (In Russian)

2. Las Case, E. de. (2018), Le mémorial de Sainte-Hélène. Le manuscrit retrouvé, Paris: Perrin.

3. Constant, B. (1988), De la force du gouvernement actuel de la France et de la nécessité de s`y rallier. Desréactions politiques. Des effets de la terreur, Paris: Flammarion.

4. Constant, B. (1986), De l`esprit de conquête et de l`usurpation, Paris: Flammarion.

5. Constant, B. (2010), Ecrits politiques, Paris: Gallimard.

6. Constan, B. (1982), About Madame de Staël and her works, in Estetika rannego frantsuzskogo romantizma, Moscow: Iskusstvo Publ., pp. 248–257. (In Russian)

7. Constant, B. (2013), Adolphe, Paris: Flammarion.

8. Constant, B. (1836), Cours de politique constitutionnelle, t. 1–2, Paris: Didier.

9. Rudler, G. (1909), La jeunesse de Benjamin Constant. 1767–1794, Paris: Armand Colin.

10. Lauris, G. (1904), Benjamin Constant et les idées liberals, Paris: Plon.

11. Lefranc, J. (1984), Constant, Dictionnaire des philosophes, vol. 1, Paris: PUF, pp. 601–605.

12. Terestchenko, M., Mattéi, J.-F. et Winkler, M. (1992), Constant de Rebecque, Encyclopédie philosophoque universelle, sous la dir. d’ André Jacob, vol. III: Les oeuvres philosophiques, t. 1, Paris: PUF, pp. 1685–1688.

13. Fedorova, M. M. (2004), Benjamin Constant, in Ocherki istorii zapadnoevropeiskogo liberalizma (XVII–XIX vv.), Moscow: IFRAN Publ., pp. 120–132. (In Russian)

14. Fedosova, E. I. (2001), Liberal thought during the Restoration period, in Smirnov, V. P. (ed.), Frantsuzskii liberalizm v proshlom i nastoiashchem, Moscow: MGU Publ., pp. 80–99. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2020

Как цитировать

Кротов, А. А. (2020). Философия истории Бенжамена Констана. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(2), 227–239. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.202