Проблема традиции и философские стратегии современности

Авторы

  • Алексей Михайлович Соколов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Никита Всеволодович Кузнецов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.401

Аннотация

Статья посвящена вопросу о  соотношении становления философской методологии в эпоху модерна и проблематизации традиции в гуманитарном знании. Авторы считают, что тема традиции явилась одним из отправных пунктов развития гуманитарного знания и одновременно способствовала методологическому расширению философских исследований. Уже в конце XVIII в. романтики, увлеченные стариной, предприняли попытки рационального истолкования возникновения религиозных текстов Средневековья. Их преимущественный интерес к  истории привел к  догадке о  том, что любая форма знания может быть рационально реконструирована. Но для этого следовало расширить фактографию каждого из  исследуемых феноменов. Романтики тем самым во многом предвосхитили исследовательские интенции классического позитивизма, не оказываясь от определяющей роли интеллектуальной интуиции, схватывающей опытное содержание сознания понятием. В этом направлении развивалось все гуманитарное знание (история, психология, языкознание) второй половины XIX в. Особое внимание авторы обращают на интерес В.Дильтея к теме традиции и конгениальность философской герменевтике и поздней феноменологии Э.Гуссерля. Далее на примере школы «Анналов» анализируется роль феноменологии и герменевтики в развитии исторической методологии и затем — роль последней в зарождении и развитии структурализма. К  середине XX столетия образовался круг мыслителей, по мнению которых в традиции воспроизводятся древнейшие принципы, лежащие в основе мировоззрений всех известных цивилизаций. С этой точки зрения традиция предстает не просто как архаическое образование, а как непрерывно осуществляющийся универсум, сохраняющий репродуктивную способность, несмотря на изменяющиеся внешние условия. Таким образом, оправданно говорить о космологическом и онтологическом статусе традиции. В заключение авторы выдвигают гипотезу, что философский традиционализм Р.Генона и его последователей, декларируя неприятие новоевропейского рационализма, воспроизводит общую методологическую модель эпохи и предвосхищает интеллектуалов постмодерна.

Ключевые слова:

традиция, методология, гуманитарное знание, история, философские стратегии, коллективная память, герменевтика, В.Дильтей, феноменология, Э.Гуссерль, структурализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Декарт, Р. (1989), Сочинения: в 2 т., т. 1, М.: Мысль.

Гадамер, Г.Х. (1988), Истина и метод, М.: Прогресс.

Дильтей, В. (1988), Переживание и автобиография, Вопросы философии, № 4, с. 135–152.

Зотов, А.Ф. (2001), Современная западная философия, М.: Высшая школа.

Гуссерль, Э. (2004), Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология, СПб.: Владимир Даль

Гуссерль, Э. (2003), Картезианские размышления, СПб.: Наука.

Губин, В.Д., Стрелков, В.И. (2007), Власть истории: Очерки по истории философии истории: Курс лекций, М.: РГГУ

Бергсон, А. (1992), Материя и память, в Бергсон, А., Собрание сочинений: в 4 т., т. 1, М.: Московский клуб

Делез, Ж. (2001), Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза, М.: PERSE.

Хаттон, П. (2003), История как искусство памяти, СПб.: Владимир Даль.

Гуревич, А.Я. (1992), Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической антропологии. Предисловие, в Арьес, Ф., Человек перед лицом смерти, М.: Прогресс-Академия, с. 5–31.


References

Descartes, R. (1989), Works in 2 volumes, vol. 1., Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Gadamer, G.H. (1988), Truth and method, Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Dilthey, W. (1988), Experience and autobiography, Voprosy filosofii, no. 4, pp. 135–152. (In Russian)

Zotov, A.F. (2001), Modern Western philosophy, Moscow: Vysshaia shkola Publ. (In Russian)

Husserl, E. (2004), The crisis of European sciences and transcendental phenomenology, St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Husserl, E. (2003), Cartesian reflections, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Gubin, V.D. and Strelkov, V.I. (2007), The power of history: Essays on the history of the philosophy of history: A course of lectures, Moscow: RGGU Publ. (In Russian)

Bergson, A. (1992), Matter and memory, in Bergson. A.Collected works in 4 vols., vol. 1, Moscow: Moskovskii klub Publ. (In Russian)

Deleuze, G. (2001), Empiricism and Subjectivity: an experience about human nature according to Hume. Kant’s Critical Philosophy: the doctrine of abilities. Bergsonism. Spinoza, Moscow: PERSE Publ. (In Russian)

Hutton, P. (2003), History as the art of memory, St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Gurevich, A.Ya. (1992), Philippe Ariès: Death as a problem of historical anthropology. Preface, in Ariès, Ph., A man in the face of death, pp. 5–31, Moscow: Progress-Akademiia Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Соколов, А. М. ., & Кузнецов, Н. В. (2021). Проблема традиции и философские стратегии современности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(4), 582–597. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.401

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>