ИКОНА КАК ОБРАЗ И КАК ИДЕЯ: АСПЕКТЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Авторы

  • Дарья Андреевна Лунгина Московский государствен-ный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119992, Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.206

Аннотация

С развитием храмового зодчества (начиная с V в.) монументальное искусство Византии получило возможность выразить несколько заключенных в иконе аспектов: религиозный, ан-тропологический, политический, художественный и др. Так, между «иконой» — византийским императором, «иконой» — всяким человеком, насколько христианская догматика утверждала его богоподобие, наконец, «иконой» — мозаичным или фресковым изображением лиц и сюже-тов Священной истории существовала тесная взаимосвязь. Однако соотношение между жи-вым существом и его неподвижным изображением по-разному проблематизировалось в раз-личные периоды византийской истории.
Темой статьи является многосторонность иконы, имевшая целью утвердить присутствие Бога в мире и искавшая для этого не только отвлеченно-богословские, но и пластические визу-альные решения. Соответственно, цель данного исследования состоит в прояснении феномена иконы в опоре на догматические, антропологические, политические и художественные прин-ципы, лежащие в основе такого типа изображения.
Методологическим обеспечением статьи являются искусствоведческие концепции (в  числе приоритетных  — Х. Зедльмайра, Э. Панофского, О. Демуса), в  которых объясняется неизбежность перехода от античного мимесиса к принципу самодостаточности изображения. Задачи, прежде возлагаемые на живопись, теперь берет на себя и архитектура. С утверждени-ем иконописного канона в живопись входит новый принцип: одухотворенной плоти, соедине-ния идеального и естественного.
Автор приходит к выводу, что неразрывность нескольких концептуальных моментов — художественного, религиозного и политического — позволяет выделить икону в особый тип средневековой образности. Раскрытию его особенностей посвящена данная статья. Библи-огр. 12 назв.

Ключевые слова:

монументальное искусство (в его отличии от станковой живописи), образ (знак), отсутствие дистанции между зрителем и образом, иконоборчество, возникновение канона, исихазм, становление фигуры зрителя. monumental art (as opposed to easel painting)

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гегель Г. В .Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство 1969. Т. 2. 326 с.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство 1971. Т. 3. 596 с.

Бибихин В. В. Введение в философию права. М.: ИФ РАН 2005. 138 с.

Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа 2011. 256 с.

Зедльмайр Х. Утрата середины. М.: Прогресс-Традиция 2008. 640 с.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». М.: Азбука-классика 2004. 336 с.

Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М.: Индрик 2001. 160 с.

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.: Изд-во АН СССР 1947. 492 с.

Соколов М. Н. Принцип рая. Главы об иконологии сада парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция 2011. 704 с.

Флоренский П. А. свящ. Обратная перспектива // Флоренский П. А. свящ. Соч.: в 4 т. М.: Мысль 1990. Т. 3 (1). С. 46–99.

Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука 1980. 288 с.

Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Н. Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского 1997. 475 с.

References

Hegel G. W. F. Estetika: v 4 t. [Lectures on Esthetics]. Moscow Iskusstvo1969 vol. 2 326 p. (In Russian)

Hegel G. W. F. Estetika [Lectures on Esthetics]: in 4 vols. Vol. 3. Moscow Iskusstvo Publ. 1971. 569 p. (In Russian)

Bibikhin V. V. Vvedenie v filosofiiu prava [Introduction to philosophy of right]. Moscow Institute of Philosophy Publ. 2005. 138 p. (In Russian)

Agamben G. Homo sacer. Suverennaia vlast’ i golaia zhizn’ [Homo sacer. Sovereign power and bare life]. Moscow Evropa Publ. 2011. 256 p. (In Russian)

Zedlmayr H. Utrata serediny [Art in crisis: The lost center]. Moscow Progress-Traditsiia Publ. 2008. 640 p. (In Russian)

Panofsky E. Perspektiva kak «simvolicheskaia forma» [Perspective as symbolic form]. Moscow Azbuka Klaccika Publ. 2004. 336 p. (In Russian)

Demus O. Mozaiki vizantiyskikh khramov. Printsipy monumental’nogo iskusstva Vizantii [Byzantine mosaic decoration: aspects of monumental art in Byzantium]. Moscow Indrik Publ. 2001. 160 p. (In Russian)

Likhachev D. S. Russkie letopisi i ikh kul’turno-istoricheskoe znachenie [Russian manuscripts and their cultural and historical significance]. Moscow Leningrad Izdatel’stvo Akademii Nauk SSSR Publ. 1947. 492 p. (In Russian)

Sokolov M. N. Printsip raia. Glavy ob ikonologii sada parka i prekrasnogo vida [The principle of Eden. Chapters on iconology of garden park and belleview]. Moscow Progress-Traditsiia Publ. 2011. 704 p.(In Russian)

Florenskii P. A. priest. Obratnaia perspektiva [Inverse perspective]. Florenskii P. A. priest. Sochinenia [Works]: in 4 vols. vol. 3 (1). Moscow Mysl Publ.1990 pp. 46–99. (In Russian)

Raushenbakh B. V. Prostranstvennye postroeniia v zhivopisi [Spatial composition in painting]. Moscow Nauka Publ. 1980. 288 p. (In Russian)

Uspenskii L. A. Bogoslovie ikony pravoslavnoi tserkvi [Theology of Orthodox icon]. Nizhniy Novgorod: Izdatel’stvo bratstva vo imya svyatogo knyazya Aleksandra Nevskogo Publ. 1997. 475 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.09.2018

Как цитировать

Лунгина, Д. А. (2018). ИКОНА КАК ОБРАЗ И КАК ИДЕЯ: АСПЕКТЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(2), 191–200. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.206