ВОПРОС О ВРЕМЕНИ: ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРВИЧНОСТИ НАСТОЯЩЕГО ПЕРЕД ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Авторы

  • Дмитрий Аркадьевич Федчук Дальневосточный феде- ральный университет, Российская Федерация, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8;

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.309

Аннотация

Задача статьи — еще раз обратиться к вопросу о времени в контексте определения статуса его моментов (экстазисов) в истории философии. В средневековой философской и теологи- ческой мысли темпоральная проблематика разрабатывалась в контексте вопроса о вечности. Время представлялось дериватом вечности и рассматривалось как онтологически вторичное по отношению к бытию Первого сущего. Вечность и неизменность Творца соответствовали лишенному изменений «теперь», т. е. настоящее оказывалось изначальным временным мо- дусом. Для подтверждения этого положения автор анализирует элементы учения о времени у Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Однако после Хайдеггера конститутивная первичность отдается будущему, которое наде- ляется особым смыслом по сравнению с экстазисами прошлого и настоящего. Экзистенция, а также структура темпоральности конституируются в первую очередь благодаря экстазису будущего. Это отношение Хайдеггера к будущему следует из той роли, которая отводится в фундаментальной онтологии экзистенциалу заботы. В то же время теория темпоральности Ж.-П. Сартра как последователя Хайдеггера не сохраняет за будущим конститутивной роли. Настоящее понимается как соприсутствие: вещи соприсутствуют для сознания, объединяю- щего их в синтезе единства соприсутствия. Для-себя, которым является сознание, есть центр единства сущего. Оно обладает определенностью в результате синтеза трех экстазисов. На- стоящее мыслится как фаза единства прошлого и будущего, без которого полная конституция времени вряд ли была бы возможна. Эта позиция перекликается с идеей «истинного настоя- щего», где модусы прошедшего и будущего связаны в единство, Г. Зедльмайра. Такое настоящее предстает как истинное время, в котором снимаются все экзистенциальные тревоги, в него выводит искусство, приостанавливающее бег времени. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова:

время, вечность, темпоральность, экстазис, сознание, экзистенция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Пуанкаре А. О науке. М.: Наука 1983. 560 с.

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест 1999. 1408 с.

Молчанов В. И. Феномен пространства и происхождение времени. М.: Академический проект 2015. 277 с.

Гюйо М. Происхождение идеи времени. СПб.: Тип. Т-ва «Народная польза» 1899. 372 с.

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука 1990. 414 с.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. М.: Институт философии теологии и истории св. Фомы 2004. Кн. II. 584 с.

Федчук Д. А. Схоластичесое различие в сущем и онтологическая дифференция // HORIZON. СПб. 2013.Т. 2(2). С. 75–85.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика 2000. 639 с.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука 1992. 444 с.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: AXIOMA 2000. 272 с.

References

Puankare A. O nauke [About Science]. Moscow Nauka Publ. 1983. 560 p. (In Russian)

Bergson A. Tvorcheskaia evoliutsiia. Materiia i pamiat’ [Creative Evolution. Matter and Memory]. Minsk: Harvest Publ. 1999. 1408 p. (In Russian)

Molchanov V. I. Fenomen prostranstva i proiskhozhdenie vremeni [Th e Phenomenon of Space and the Origin of Time]. Moscow Akademicheskij proekt Publ. 2015. 277 p. (In Russian)

Giuio M. Proiskhozhdenie idei vremeni [Th e Origin of the Idea of Time]. St. Petersburg Tip. T-va «Narodnaia pol’za» Publ. 1899. 372 p. (In Russian)

Boetsii. «Uteshenie fi losofi ei» i drugie traktaty [Consolation of Philosophy and other treatises]. Moscow Nauka Publ. 1990. 414 p. (In Russian)

Foma Akvinskii. Summa protiv iazychnikov. Kn. II [Summa against Pagans. Vol. II]. Moscow Institute of Philosophy Th eology and History of St. Th omas 2004. 584 p. (In Latin and Russian)

Fedchuk D. A. Skholastichesoe razlichie v sushchem i ontologicheskaia diff erentsiia [Th e scholastic Distinction in Being and Ontological Diff erence]. HORIZON. T. 2(2). St. Petersburg State University Publ.2013 pp. 75–85. (In Russian)

Sartr Zh. P. Bytie i nichto [Being and Nothingness]. Moscow Respublika Publ. 2000. 639 p. (In Russian)

Gegel’ G. V. F. Fenomenologiia dukha [Phenomenology of Spirit]. Moscow Nauka Publ. 1990. 444 p. (In Russian)

Zedl’mair G. Iskusstvo i istina [Art and Truth]. St. Petersburg AXIOMA Publ. 2000. 272 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.10.2018

Как цитировать

Федчук, Д. А. (2018). ВОПРОС О ВРЕМЕНИ: ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРВИЧНОСТИ НАСТОЯЩЕГО ПЕРЕД ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 32(3), 73–82. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.309