PAIDEIA В АФИНАХ IV В. ДО Н. Э.: «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МЕЖДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СОЗЕРЦАНИЕМ

Авторы

  • Ирина Николаевна Мочалова Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина;

Аннотация

В статье анализируется процесс формирования «высшего образования» в древней Греции и рассматриваются особенности его функционирования в Афинах IV в. до н. э. Исследование показывает, что ко второй половине VI в. до н. э. в среде ионийских физиков и пифагорейцев формируется особый тип интеллектуальной деятельности, выражающийся в стремлении к многознанию. Ключевой фигурой процесса утверждения знания как ценности выступает мудрец (σοφός, σοφιστής), деятельность которого представляет единство созерцания (θεωρία) и социальной активности (πρᾶξις). В V в. эту традицию продолжают софисты, мудрецы-профессионалы, понимающие образование как рацио нально организованный процесс, ориентированный на достижение социально значимого практического результата. Выбор между деятельностью и созерцанием выступает в качестве про-граммного при создании в Афинах в IV в. регулярных школ — риторических, ориентированных на жизнь социальную (βίος πολιτικός), и философских, идеалом которых становится жизнь созер- цательная (βίος θεωρητικός). Однако анализ творчества Платона показывает осознание мыслителем противоречивости избранного идеала, стремление к поискам компромисса. Признание Аристотелем практической жизни (βίος πρακτικός) в качестве идеала можно рассматривать как своего рода возвращение к идеалам мудрецов-полиматов и как один из вариантов достижения единства социального и созерцательного идеалов.

Ключевые слова:

древнегреческая философия, знание как ценность, образование, софист, философ, идеал, созерцательная жизнь, социальная жизнь, Платон, Аристотель

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература / References

Доддс Е. Р. Греки и иррациональное / пер. с англ. М. Л. Хорькова. М.; СПб.: Университетская книга 2000. 318 с.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / пер. с фр.; общ. ред. Ф. Х. Кессиди А. П. Юшкевича. М.: Прогресс 1988. 223 с.

Геродот. История / пер. и прим. Г. А. Стратановского. М.: Ладомир 1993. 599 с.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука 1989. 575 с.

Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука 1979. 663 с.

Фестюжьер А.-Ж. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону / пер. А. С. Гагонина. СПб.: Наука 2009. 497 с.

Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Университет Дмитрия Пожарского 2012. 445 с.

Шичалин Ю. А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки / отв. ред. П. П. Гайденко. М.: Мартис 1997. С. 12–43.

Аристотель. Политика / пер. С. А. Жебелева // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль 1983.

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1985. 207 с.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1 / под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль 1976.

Guthrie W. K. C. Th e Sophists. New York: Cambridge University Prеss 1971. 345 р.

Бриссон Л. Софисты // Греческая философия: в 2 т. / под ред. М. Канто-Спербер. Т. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина 2006. С. 97–134.

Горгий. Похвала Елене / пер. С. Кондратьева // Ораторы Греции. М.: Худ. лит. 1985. 495 с.

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. Е. Ф. Шичалиной. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина 2002. 475 с.

Платон. Сочинения: в 3 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева В. Ф. Асмуса. М.: Мысль 1968–1972.

Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов / под общ. ред. А. Ф. Ло- сева. М.: Мысль 1979.

Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М. 1994.

Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American Journal of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297– 300.

Johnson H. Isocrates’ method of teachings // American Journal of Philology. 1959. Vol. 80. P. 25–36.

Мочалова И. Н. «Ночное собрание»: Платон и/или Филипп Опунтский // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 4. С. 35–39.

Аристотель. Протрептик / пер. И. Мочаловой // ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 4: сб. статей / под ред. А. В. Цыба. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2003. С. 311–330.

Альбин. Учебник платоновской философии / пер. Ю. А. Шичалина // Платон. Диалоги / пер. с древнегреч.; сост. ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев. М.: Мысль 1986. С. 437–475.

Загрузки

Опубликован

08.12.2018

Как цитировать

Мочалова, И. Н. (2018). PAIDEIA В АФИНАХ IV В. ДО Н. Э.: «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» МЕЖДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И СОЗЕРЦАНИЕМ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 16–25. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3191