Бурятская Гэсэриада: тэнгристская мифология и эпическая интерпретация

Авторы

  • Баир Сономович Дугаров Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Российская Федерация, 670047, Улан-Удэ, ул. М. Сахъяновой, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.405

Аннотация

В современных гуманитарных науках отмечается повышенный интерес к проблемам религиозной мифологии, определяющим духовные аспекты этнокультурной традиции народов. Как известно, многие теологические представления древности сохранились в эпической интерпретации, о чем свидетельствуют известные мифологические поэмы Переднего Востока, Индии, Греции и т. д. Потому исследование сакрального мира бурятской Гэсэриады, представленного пантеоном эпических божеств, видится актуальным. При общей недостаточной изученности религиозно-мифологической традиции степного Востока впервые интерпретируется сложный комплекс уранических божеств бурятской мифологии в тесной связи с небесным генезисом эпического героя. В первую очередь в статье исследуется пантеон божеств в бурятской мифологии, связанной с культом неба. В сравнительном плане приводится характеристика мира богов, содержащаяся в небесном прологе эпоса «Гэсэр». Автор приходит к выводу, что в эпосе «Гэсэр» сохранились наиболее «наследственные» черты исконной эпической традиции Центральной (Внутренней) Азии и многие элементы древнего аксиологического фонда монгольских народов. В статье также рассматриваются аспекты образа Хормусты и его трансформация в системе бурят-монгольской религиозной мифологии и шаманистской традиции. Хормуста — высшее божество неба — получает многогранное изображение в «Гэсэре». Любопытным штрихом к «портрету» Хормусты является описание его склонности к пиршествам. В этом просматривается отражение определенных исторических реалий, связанных с культом вина и застолья у кочевников. Явление «слишком веселого» бога в бурятском эпосе отражает своеобразие этого оригинального фольклорного персонажа в контексте этнокультурной традиции монгольских народов. В целом образ Хормусты, являющийся продуктом исторически сложившихся обстоятельств, составляет его теологический феномен в галерее евразийских божеств.

Ключевые слова:

бурятская мифология, эпос, сакральная традиция, Гэсэриада, Хормуста, культ неба

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Potanina, A. V. (1895), From travels along the East Siberia, Mongolia, Tibet and China, Geograficheskogo otdeleniia Imperatorskogo obshchestva liubitelei estestvoznaniia, antropologii i etnografii Publ.,Moscow. (In Russian)

2. Dugarov, B. S. (2005), The Buryat Hesariad: the heavingly prologue and the world of epic deities, Sibirskoe otdelenie RAN Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

3. Burchina, D. A. (1990),Hesariad of the Western Buryats, Nauka Publ., Novosibirsk. (In Russian)

4. Tushemilov, P. M. (2000), Abai Geser, Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

5. Mikhailov, V. A. (1996), Religious mythology, Soyol Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

6. Skrynnikova, T. O. (1998), “Mongol-speaking peoples’ deities and ritual practitioners”, Sibir’: etnosy i kul’tury (traditsionnaia kul’tura buriat), no. 3, pp. 5–45. (In Russian)

7. Khangalov, M. N. (1958), Collected works, vol. 1, Buriatskoe knizhnoe Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

8. Manzhigeev, I. A. (1978), Buryat shamanistic and preshamanistic terms, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

9. Abai Geser(1960), Buriatskoe knizhnoe Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

10. Khangalov, M. N. (1959), Collected works, vol. 2, Buriatskoe knizhnoe Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

11. Abai Geser Bogdo khan(1995), Buriatskoe knizhnoe Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

12. Kramarovskii, M. G. (2000), “Dzhuchidskii feast”, Gosudarstvennyi Ermitazh. Otdelu Vostoka 80 let, Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., St. Petersburg, pp. 56–60. (In Russian)

13. Men-da Bei-lu(1975), Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

14. Lubsan Danzan (1973), Altan Tobchi, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

15. Khangalov, M. N. (1961), Collected works, vol. 3, Buriatskoe knizhnoe Publ., Ulan-Ude. (In Russian)

16. Steppe true story and tall tales(2010), Buriat-Mongol nom Pub., Ulan-Ude. (In Russian)

17. Temkin, E. N. and Erman, V. G. (1982), Myths of Ancient India, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

18. Podgorbunskii, I. A. (1894), “From the mythology of the Buryats and Mongol shamanists”, Sibirskii vestnik, prilozhenie k “Vostochnomu obozreniiu”, no. 5–6, Publ. N. М. Iadrintsev, Irkutsk. (In Russian)

19. Erman, V. G. (1980), Essay on the history of Vedic literature, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

20. Volkova, O. F. (1992), “Traiastrinsa”, Mify narodov mira, vol. 2, Sovetskaia entsiklopediia Publ., Moscow. (In Russian)

21. Sharakshinova, N. O. (1977), “Fantastic images of enemies in the heroic epic of the Buryats”, Fol’klor narodov R. S. F. S. R., Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., Ufa, pp. 23–24. (In Russian)

22. Lifshits, M. (1973), “Critical notes to the modern theory of myth”, Voprosy filosofii, no. 10, pp. 138–152. (In Russian)

23. Nekliudov, S. Iu. (1984), The heroic epic of the Mongolian peoples, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

Опубликован

27.12.2019

Как цитировать

Дугаров, Б. С. (2019). Бурятская Гэсэриада: тэнгристская мифология и эпическая интерпретация. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 580–592. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.405