И.Кант и философия религии Германа Когена

Авторы

  • Владимир Николаевич Белов Российский университет дружбы народов
  • Александра Юрьевна Бердникова Институт философии РАН
  • Юлия Геннадиевна Карагод Российский университет дружбы народов

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.103

Аннотация

В статье анализируются важнейшие характерные черты философии религии основателя Марбургской школы неокантианства Германа Когена. Отдельное внимание уделено критике и переосмыслению Когеном основ «практической философии» Канта с точки зрения философии религии: так, Герман Коген дополняет и расширяет положения И.Канта о моральном законе и моральном долге, интерпретируя их как божественные заповеди. Подчеркивается принципиальная важность для Когена «внутреннего сходства» между этическим учением Канта и основными положениями религии иудаизма. Показаны источники представлений самого Канта об иудейской традиции, к которым относятся работа М.Мендельсона «Иерусалим» и «Богословско-политический трактат» Б.Спинозы. Большое внимание уделяется рассмотрению отношения Г.Когена к философскому наследию Б.Спинозы в целом. Показана интерпретация Когеном постулатов иудаизма (и их «внутреннего родства» с нравственной философией Канта) в этическом, логическом и политическом контекстах. Представлено и проанализировано понимание Когеном таких религиозно-философских и вероучительных феноменов, как закон, благодать, Откровение, учение, Тора, мессианизм, свобода, Ветхий Завет, Новый Завет и т. д. Рассмотрены основные моменты религиозного учения Когена как «этического монотеизма»; в частности, проанализировано понимание Г.Когеном идеи Бога как «единственного», на которое обращается внимание в том числе и в работах П.Наторпа. Делается вывод о том, что философию религии Когена, имеющую в своей основе постулаты иудаизма, а также «практической философии» Канта, можно охарактеризовать терминами «этический монотеизм», «универсализм» и «гуманизм».

Ключевые слова:

Г.Коген, И.Кант, Б.Спиноза, неокантианство, Марбургская школа, философия религии, этика, иудаизм, Ветхий Завет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Dierken, J. (2012), Die “Religion der Vernunft” und die Vernunft der Religion, in Dober, H. M. and Morgenstern, M. (eds), Religion aus den Quellen der Vernunft. Hermann Cohen und das evangelische Christentum, Tübingen: Mohr Siebeck, S. 131–146.

2. Cohen, H. (1915), Der Begriff der Religion im System der Philosophie, Giessen: Töpelmann.

3. Kogen, G. (2012), Kant’s theory of experience, transl. from ger. by Belov, V. N., Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

4. Rosenzweig, F. (1924), Einleitung, in Cohen, H., Jüdische Schriften, Bd. 1: Ethische und religiöse Grundfragen, Hrsg. von Strauss, B., Berlin: Schwetschke, S. XIII–LXIV.

5. Cohen, H. (1924), Innere Beziehungen der Kantischen Philosophie zum Judentum, in Cohen, H., Ethische und religiöse Grundfragen: Jüdische Schriften, Bd. 1, Hrsg. von Strauss, B., Berlin, S. 284–306.

6. La Sala, B. U. (2012), Hermann Cohens Spinoza-Rezeption, Freiburg im Breisgau: Verlag Karl Alber.

7. Cohen, H. (2001), Kants Begründung der Ethik, 3. Aufl., in Cohen, H., Werke, 2. Bd., Hrsg. Holzhey, H., Hildesheim, Zürich und New York: Georg Olms Verlag.

8. Poma, A. (2012), Hermann Cohen’s critical philosophy, transl. from Italian by Popova, O. A., Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

9. Belov, V. N. (2014), Ethics in Hermann Cohen’s system of philosophical criticism, Eticheskaia mysl’, vol. 14, pp. 174–200. (In Russian)

10. Cohen, H. (1924), Was einigt die Konfessionen?, in Cohen, H., Jüdische Schriften, Bd. 3, mit einer Einleitung von F. Rosenzweig, Hrsg. von Strauss, B., Berlin: Schwetschke, S. 66–86.

11. Cohen, H. (1959), Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums, 2. Aufl., Köln: Melzer Verlag.

12. Cohen, H. (1997), Deutschtum und Judentum mit grundlegenden Betrachtungen über Staat und Internationalismus, in Cohen, H., Werke, Bd. 16: Kleinere Schriften V (1913–1915), Bearbeitet und eingeleitet von Hartwig Wiedebach, Hrsg. von Holzhey, H., Schoeps, J. H. und Schulte, Ch., S. 467–560.

13. Dietrich, W. (1986), Cohen and Troeltsch: Ethical Monotheistic Religion and Theory of Culture, Providence: Brown University Press.

14. Vial, M. and Hadley, M. (eds) (2001), Ethical Monotheism, Past and Present: Essays in Honor of Wendell Dietrich, Providence: Brown University Press.

15. Natorp, P. (1918), Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunkte des Systems, Berlin: Reuther & Reichard.

16. Dober, H. M. (2016), Hermann Cohens Lessingkritik als Beitrag zur Verhältnisbestimmung von Ethik und Religion, in Religion und Aufklärung. Akten des Ersten Internationalen Kongresses zur Erforschung der Aufklärungstheologie (Münster, 30. März bis 2. April 2014), Hrsg. von Beutel, A. und Nooke, M., Tübingen: Mohr Siebeck, S. 575–589.

17. Cohen, H. (1924), Religiöse Postulate, in Cohen, H., Ethische und religiöse Grundfragen. Jüdische Schriften, Bd. 1, Hrsg. von Strauss, B., Berlin: Schwetschke, S. 1–18.

18. Khabermas, Iu. (2010), Religion, law, and politics. Political justice in a multicultural world society, Polis. Politicheskie issledovaniia, no. 2, pp. 7–21. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2021

Как цитировать

Белов, В. Н., Бердникова, А. Ю., & Карагод, Ю. Г. (2021). И.Кант и философия религии Германа Когена. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(1), 30–40. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.103