Исследовательская парадигма «Павел в рамках иудаизма» в зарубежном религиоведении
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.214Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния исследования апостола Павла и реконструкции отдельных сюжетов в истории раннего христианства. В середине XX в. почти все исследователи Павловых посланий рассматривали Павла как еврейского отступника, осознавшего недостатки иудаизма, особенно недостатки, присущие соблюдению Торы. После новаторской работы Э.Сандерса роль иудаизма Второго Храма стала важным аспектом работы над посланиями Павла. Несмотря на то что реконструкция Сандерсом древнего иудаизма была новаторской, его интерпретация Павла такой не была, хотя традиционные антиеврейские аспекты были значительно преуменьшены. Опирающийся на Сандерса «новый взгляд на Павла» включал в себя много новых идей, особенно идею о том, что Павел не отрекался от Торы как таковой, а только от еврейских маркеров идентичности. Сочетание сандерсовской реконструкции древнего иудаизма и взгляд на Павла как апостола язычников привело к новой исследовательской парадигме «Павел в рамках иудаизма». Сам Павел был верным Торе и никогда не порывал с иудаизмом. При этом Павел утверждал, что язычники не должны соблюдать Тору так, как это делают евреи. Подход Павла заключался в том, чтобы привести язычников к отношениям завета с богом Израиля через Иисуса, что требовало серьезного изменения поведения, но не меняло их этнический статус. Критика Павлом Торы объясняется предположением, что он обращался к языческим участникам движения Иисуса, которые, вероятно, хотели соблюдать всю Тору.
Ключевые слова:
апостол Павел, Новый Завет, библеистика, иудаизм Второго Храма, движение Иисуса, Павел в рамках иудаизма, Новый взгляд на Павла, раннее христианство
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.