Исследовательская парадигма «Павел в рамках иудаизма» в зарубежном религиоведении

Авторы

  • Роман Андреевич Попков Национальный исследовательский университет ИТМО, Российская Федерация, 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49 https://orcid.org/0000-0002-0969-4809

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.214

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния исследования апостола Павла и  реконструкции отдельных сюжетов в  истории раннего христианства. В  середине XX в. почти все исследователи Павловых посланий рассматривали Павла как еврейского отступника, осознавшего недостатки иудаизма, особенно недостатки, присущие соблюдению Торы. После новаторской работы Э.Сандерса роль иудаизма Второго Храма стала важным аспектом работы над посланиями Павла. Несмотря на то что реконструкция Сандерсом древнего иудаизма была новаторской, его интерпретация Павла такой не была, хотя традиционные антиеврейские аспекты были значительно преуменьшены. Опирающийся на Сандерса «новый взгляд на Павла» включал в себя много новых идей, особенно идею о том, что Павел не отрекался от Торы как таковой, а  только от еврейских маркеров идентичности. Сочетание сандерсовской реконструкции древнего иудаизма и взгляд на Павла как апостола язычников привело к новой исследовательской парадигме «Павел в рамках иудаизма». Сам Павел был верным Торе и  никогда не порывал с  иудаизмом. При этом Павел утверждал, что язычники не должны соблюдать Тору так, как это делают евреи. Подход Павла заключался в том, чтобы привести язычников к отношениям завета с богом Израиля через Иисуса, что требовало серьезного изменения поведения, но не меняло их этнический статус. Критика Павлом Торы объясняется предположением, что он обращался к языческим участникам движения Иисуса, которые, вероятно, хотели соблюдать всю Тору.

Ключевые слова:

апостол Павел, Новый Завет, библеистика, иудаизм Второго Храма, движение Иисуса, Павел в рамках иудаизма, Новый взгляд на Павла, раннее христианство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Runesson, A. (2022), Judaism for Gentiles. Reading Paul Beyond the Parting of the Ways Paradigm, Tübingen: Mohr Siebeck.

Десницкий, А. (2022), Полемическая критика Павловых посланий, Ориенталистика, № 5 (3), с. 522–542.

Thiessen, M. (2016), Paul and the Gentile Problem, New York: Oxford University Press.

Ястребов, Г. (2017), Послания апостола Павла в современной науке, в: Десницкий, А. (ред.), Павловы послания: комментированное издание, М.: ИПБ, с. 751–777.

Gaston, L. (1987), Paul and the Torah, Vancouver: University of British Columbia Press.

Nanos, M. (2015), Introduction, in: Nanos, M. and Zetterholm, M. (eds), Paul within Judaism: Restoring the First-Century Context to the Apostle, Minneapolis: Fortress Press, pp. 1–29.

Eisenbaum, P. (2009), Paul Was Not a Christian: The Original Message of a Misunderstood Apostle, New York: Harper Collins Publishers.

Fredriksen, P. (2017), Paul: The Pagans’ Apostle, New Haven, London: Yale University Press.

Johnson Hodge, С. (2007), If Sons, Then Heirs: A Study of Kinship and Ethnicity in the Letters of Paul, New York: Oxford University Press.

Gager, J. (2015), Who Made Early Christianity? The Jewish Lives of the Apostle Paul, New York: Columbia University Press.

Bird, М. (2016), An anomalous Jew: Paul among Jews, Greeks, and Romans, Grand Rapids: Eerdmans.

Schliesser, B. (2021), Why Did Paul Skip Alexandria? Paul’s Missionary Strategy and the Rise of Christianity in Alexandria, New Testament Studies, no. 67, pp. 260–283.

Zetterholm, M. (2010), Jews, Christians, and Gentiles: Rethinking the Categorization within the Early Jesus Movement, in: Ehrensperger, K. and Tucker, J. (eds), Reading Paul in Context: Explorations in Identity Formation. In Honor of William S.Campbell, London: T&T Clark, pp. 242–254.

Селезнев, М., и Кырлежев, А. (2020), Библеистика как современная научная дисциплина и ее связь с теологией, Вопросы теологии, т. 2, № 3, с. 502–527.

Pitre, В., Barber, M. and Kincaid, J. (2019), Paul, a New Covenant Jew. Rethinking Pauline Theology, Grand Rapids: Eerdmans.

Garroway, J. (2012), Paul’s Gentile-Jews: Neither Jew nor Gentile, but Both, New York: Palgrave Macmillan.

Tatum, G. (2018), Did Paul Find Anything Wrong with Judaism?, Journal of the Jesus Movement in its Jewish Setting, no. 5, pp. 38–44.

Thiessen, M. (2022), A Worthy Cornelius and Divine Grace: Complicating John Barclay’s Paul and the Gift, Catholic Biblical Quarterly, no. 84, pp. 462–479.

Garroway, J. (2018), The Beginning of the Gospel Paul, Philippi, and the Origins of Christianity, New York: Palgrave Macmillan.

Fredriksen, P. (2022), “What Does It Mean to See Paul “within Judaism”?”, Journal of Biblical Literature, no. 2, pp. 359–380.

Zetterholm, M. (2003), The Formation of Christianity in Antioch, London: Routledge.

Martin, N (2020), Regression in Galatians Paul and the Gentile Response to Jewish Law, Tübingen: Mohr Siebeck.

Nanos, M. (1996), The Mystery of Romans, Minneapolis: Fortress Press.

Bühner, R. (2023), Die paulinische Rede von der Selbstversklavung in 1Kor 9, 19 vor dem Hintergrund jüdischer Identität im Sklavenstan, New Testament Studies, no. 69, pp. 195–209.

Rudolph, D. (2011), Jew to the Jews: Jewish Contours of Pauline Flexibility in 1 Corinthians 9: 19–23, Tübingen: Mohr Siebeck.

Hedner Zetterholm, K. (2015), The question of assumptions: Torah observance in the first century, in: Nanos, M. and Zetterholm, M. (eds), Paul within Judaism: Restoring the First-Century Context to the Apostle, Minneapolis: Fortress Press, pp. 79–104.

Collman, R. (2021), Just A Flesh Wound?: Reassessing Paul’s Supposed Indifference Toward Circumcision and Foreskin in 1 Cor 7: 19, Gal 5: 6, and 6: 15, Journal of the Jesus Movement in its Jewish Setting, no. 8, pp. 30–52.

Croasmun, M. (2017), The Emergence of Sin: The Cosmic Tyrant in Romans, Oxford: Oxford University Press.


References

Runesson, A. (2022), Judaism for Gentiles. Reading Paul Beyond the Parting of the Ways Paradigm, Tübingen: Mohr Siebeck.

Desnitsky, A. (2022), Polemical Criticism of the Pauline Epistles, Orientalistica, no. 5 (3), pp. 522–542.https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-522-542 (In Russian)

Thiessen, M. (2016), Paul and the Gentile Problem, New York: Oxford University Press.

Yastrebov, G. (2017), Pauline Epistles in Modern Scholarship, in: Desnitsky, A. (ed.), Pauline Epistles with Commentaries, Moscow: IBT Publ., pp. 751–777. (In Russian).

Gaston, L. (1987), Paul and the Torah, Vancouver: University of British Columbia Press.

Nanos, M. (2015), Introduction, in: Nanos, M. and Zetterholm, M. (eds), Paul within Judaism: Restoring the First-Century Context to the Apostle, Minneapolis: Fortress Press, pp. 1–29.

Eisenbaum, P. (2009), Paul Was Not a Christian: The Original Message of a Misunderstood Apostle, New York: Harper Collins Publishers.

Fredriksen, P. (2017), Paul: The Pagans’ Apostle, New Haven, London: Yale University Press.

Johnson Hodge, С. (2007), If Sons, Then Heirs: A Study of Kinship and Ethnicity in the Letters of Paul, New York: Oxford University Press.

Gager, J. (2015), Who Made Early Christianity? The Jewish Lives of the Apostle Paul, New York: Columbia University Press.

Bird, М. (2016), An anomalous Jew: Paul among Jews, Greeks, and Romans, Grand Rapids: Eerdmans.

Schliesser, B. (2021), Why Did Paul Skip Alexandria? Paul’s Missionary Strategy and the Rise of Christianity in Alexandria, New Testament Studies, no. 67, pp. 260–283.

Zetterholm, M. (2010), Jews, Christians, and Gentiles: Rethinking the Categorization within the Early Jesus Movement, in: Ehrensperger, K. and Tucker, J. (eds), Reading Paul in Context: Explorations in Identity Formation. In Honor of William S.Campbell, London: T&T Clark, pp. 242–254.

Seleznev, M. and Kyrlezhev, A. (2020), Biblical studies as a modern humanitarian discipline and its connection with theology, Issues of Theology, vol. 2, no. 3, pp. 502–527. http://doi.org/10.21638/spbu28.2020.309 (In Russian)

Pitre, В., Barber, M. and Kincaid, J. (2019), Paul, a New Covenant Jew. Rethinking Pauline Theology, Grand Rapids: Eerdmans.

Garroway, J. (2012), Paul’s Gentile-Jews: Neither Jew nor Gentile, but Both, New York: Palgrave Macmillan.

Tatum, G. (2018), Did Paul Find Anything Wrong with Judaism?, Journal of the Jesus Movement in its Jewish Setting, no. 5, pp. 38–44.

Thiessen, M. (2022), A Worthy Cornelius and Divine Grace: Complicating John Barclay’s Paul and the Gift, Catholic Biblical Quarterly, no. 84, pp. 462–479.

Garroway, J. (2018), The Beginning of the Gospel Paul, Philippi, and the Origins of Christianity, New York: Palgrave Macmillan.

Fredriksen, P. (2022), “What Does It Mean to See Paul “within Judaism”?”, Journal of Biblical Literature, no. 2, pp. 359–380.

Zetterholm, M. (2003), The Formation of Christianity in Antioch, London: Routledge.

Martin, N (2020), Regression in Galatians Paul and the Gentile Response to Jewish Law, Tübingen: Mohr Siebeck.

Nanos, M. (1996), The Mystery of Romans, Minneapolis: Fortress Press.

Bühner, R. (2023), Die paulinische Rede von der Selbstversklavung in 1Kor 9, 19 vor dem Hintergrund jüdischer Identität im Sklavenstan, New Testament Studies, no. 69, pp. 195–209.

Rudolph, D. (2011), Jew to the Jews: Jewish Contours of Pauline Flexibility in 1 Corinthians 9: 19–23, Tübingen: Mohr Siebeck.

Hedner Zetterholm, K. (2015), The question of assumptions: Torah observance in the first century, in: Nanos, M. and Zetterholm, M. (eds), Paul within Judaism: Restoring the First-Century Context to the Apostle, Minneapolis: Fortress Press, pp. 79–104.

Collman, R. (2021), Just A Flesh Wound?: Reassessing Paul’s Supposed Indifference Toward Circumcision and Foreskin in 1 Cor 7: 19, Gal 5: 6, and 6: 15, Journal of the Jesus Movement in its Jewish Setting, no. 8, pp. 30–52.

Croasmun, M. (2017), The Emergence of Sin: The Cosmic Tyrant in Romans, Oxford: Oxford University Press.

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Попков, Р. А. (2024). Исследовательская парадигма «Павел в рамках иудаизма» в зарубежном религиоведении. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 341–352. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.214