Объективная онтология? Метафизика Г. Хармана

Авторы

  • Оксана Владимировна Головашина Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Российская Федерация, 392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.101

Аннотация

В современной онтологии повышается интерес к объектам как равнозначным участникам взаимодействия «человек—вещь» (акторно-сетевая теория, концепция объективизации Кнорр-Цетины, спекулятивный реализм). Цель предлагаемой статьи — критически рассмотреть объектно ориентированную метафизику американского философа Грэма Хармана. Для достижения поставленной цели были проанализированы истоки его взглядов: интенциональные объекты Э. Гуссерля, инструментальный анализ М. Хайдеггера, критика «критического поворота» И. Канта. Большое значение для формирования онтологии Хармана, в которой человек имеет такое же значение, как любой материальный или нематериальный объект, связано с влиянием этических взглядов учителя Хармана А. Лингиса — интерпретатора и переводчика Э. Левинаса, настаивающего, что этические предписания идут не только от человека, но и от любых объектов (одушевленных или неодушевленных). В основе метафизики Хармана лежит представление о «четверояком объекте»: реальные объекты, чувственные объекты, реальные качества и чувственные качества находятся в постоянном напряжении, образуя время (напряжение между чувственными объектами и чувственными качествами), пространство (реальные объекты и чувственные качества), эйдос (чувственные объекты и реальные качества), сущность (реальные качества и реальные объекты). Реальные объекты и качества изымают себя из опыта, поэтому их прямое познание невозможно,
а чувственные объекты и качества существуют только в опыте. В качестве недостатков метафизики Хармана необходимо отметить замену «чувственного» объекта ощущаемым, появление объектов, проблему взаимодействия реальных объектов, сложности с применением схемы в философских работах. Однако в качестве подхода идеи Хармана позволяют расширить возможности языка описания окружающего, избежать искажений, вызванных человеческим мышлением.

Ключевые слова:

объектно ориентированная онтология, спекулятивный реализм, Г. Харман, объект, корреляционизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Шавиро С. Вселенная вещей // Логос. 2017. № 3. С. 127–152.

Кралечкин Д. О сургуче и капусте // Логос. 2014. № 4. С. 293–318.

Брассье Р. Спекулятивная аутопсия. Послесловие к книге П. Вульфендейла «Объектно-ориентированная философия. Новые одежды ноумена» // Сигма. URL: http://syg.ma/@pavelborisov/reibrassiespiekuliativnaia-autopsiia (дата обращения: 20.09.2017).

Мейясу К. Время без становления // Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/7657 (дата обращения: 25.05.2017).

Грэхам Харман: «Мы живем внутри метафизики» // Нож. URL: https://knife.media/grahamharman/ (дата обращения: 01.03.2017).

Левинас Э. Заметки о смысле // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская. М.: Академический проект, 2014.

С. 18–38.

Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 316–326.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / пер. В. Бибихина. URL: https://vk.com/doc-

_250997281?dl=ee4e9d2a74a7eec79a (дата обращения: 01.03.2017).

Харман Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: Гиле Пресс, 2015.152 с.

Харман Г. Тристан Гарсиа и вещь-в-себе // Parrhesia. 2013. № 16. С. 3–24. URL: http://tg2rss.planetperl.ru/files/download_843919730308808731.pdf (дата обращения: 11.04.2017).

Харман Г. Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латура и Де Ланда. URL: http://vk.com/doc271784829_364999824?hash=13f6d21b3bd8f0f9a2&dl=974725fa2120a601ae (дата обращения:

03.2017).

Вяткин Д. «Плазма в себе»: между онтологией и эпистемологией // Логос. 2017. № 3.С. 57–82.

Харман Г. О замещающей причинности // Новое литературное обозрение. 2012. № 114 (2). С. 75–90. URL: http://www.nlobooks.ru/node/1997 (дата обращения: 11.04.2017).

Харман Г. За эстетикой — будущее философии. URL: http://www.colta.ru/articles/art/12175 (дата обращения: 11.04.2017).

Lingis A. The Imperative. Bloomington: Indiana University Press, 1998. 248 p

Lingis A. Sensation: Intelligibility in Sensibility. New York: Humanities Press, 1996. 248 p.

Levinas E. Totality and Infinity. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1969. 307 p.

Harman G. Guerrilla Metaphysics. Carus Publishing Company, 2005. 280 p.

Wolfendale P. Object-Oriented Philosophy: The Noumenon’s New Clothes. Urbanomic, 2014. 400 p.

Харман Г. Нынешнее состояние cпекулятивного реализма. URL: http://www.voozl.com/material/grem-harman-sostoyanie-realizma (дата обращения: 01.03.2017).

The Speculative Turn. Continental Materialism and Realism / ed. by Levi Bryant, Nick Srnicek and Graham Harman. Melbourne: Re-press, 2011. 436 p.

Bryant L. The Democracy of Objects. Michigan: MPublishing, 2011. 314 p.

References

Shaviro S. Vselennaia veshchei [The universe of Things]. Logos, 2017, vol. 3, pp. 127–152. (In Russian)

Kralechkin D. O surguche i kapuste [Of sealing wax and cabbage]. Logos, 2014, vol. 4, pp. 293–318. (In Russian)

Brassier R. Spekuliativnaia autopsiia [Speculative autopsy]. Sigma. Available at: http://syg.ma/@pavelborisov/rei-brassiespiekuliativnaia-autopsiia (accessed: 11.04.2017). (In Russian)

Meillassoux Q. Vremia bez stanovleniia [Time without becoming]. Gefter. Available at: http://gefter.ru/archive/7657 (accessed: 11.04.2017). (In Russian)

Graham Harman: My zhivem vnutri metafiziki [Graham Harman: We live in metaphysics]. Nozh. Available at: https://knife.media/graham-harman/ (accessed: 01.05.2017). (In Russian)

Levinas E. Zametki o smysle [Notes about meaning]. Eds S. A. Sholohova, A. V. Jampol’skaja. (Post) fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: new phenomenology in France and abroad]. Moscow, Akademicheskij proekt Publ., pp. 18–38. (In Russian)

Heidegger M. Veshch’ [Thing]. Heidegger M. Vremia i bytie: stat’i i vystupleniia [Time and Being: articles and speeches]. Moscow, Respublika Publ., 1993, pp. 316–326. (In Russian)

Heidegger M. Pis’mo o gumanizme [Letter about humanism]. Available at: https://vk.com/doc-52026038_250997281?dl=ee4e9d2a74a7eec79a (accessed: 01.03.2017). (In Russian)

Harman G. Chetveroiakii ob”ekt. Metafizika veshchei posle Khaideggera [The Quadruple Object. Metaphysics of things after Heidegger]. Transl. by A. Morozov and O. Myshkin. Perm’, Gile Press, 2015. 152 p. (In Russian)

Harman G. Tristan Garsia i veshch’-v-sebe [Tristan Garcia and the Thing-in-Itself]. Parrhesia, 2013, vol. 16, pp. 3–24. Available at: http://tg2rss.planetperl.ru/files/download_843919730308808731.pdf (accessed: 01.03.2017). (In Russian)

Harman G. Seti i assambliazhi: vozrozhdenie veshchei u Latura i De Landa [Networks and assemblages: the return of things in Latour and De Landa]. Available at: http://vk.com/doc271784829_364999824?hash=13f6d21b3bd8f0f9a2&dl=974725fa2120a601ae (accessed: 01.03.2017). (In Russian)

Viatkin D. «Plazma v sebe»: mezhdu ontologiei i epistemologiei [Plasma in Itself: Between Ontology and Epistemology]. Logos, 2017, vol. 3, pp. 57–82. (In Russian)

Harman G. O zameshchaiushchei prichinnosti [On vicarious causation]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2012, vol. 114 (2), pp. 75–90. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/1997 (accessed: 11.04.2017). (In Russian)

Harman G. Za estetikoi — budushchee filosofii [For aesthetics — the future of philosophy]. Available at: http://www.colta.ru/articles/art/12175 (accessed: 11.04.2017). (In Russian)

Lingis A. The Imperative. Bloomington, Indiana University Press, 1998. 248 p.

Lingis A. Sensation: Intelligibility in Sensibility. New York, Humanities Press, 1996. 248 p.

Levinas E. Totality and Infinity. Pittsburgh, Duquesne University Press, 1969. 307 p.

Harman G. Guerrilla Metaphysics. Carus Publishing Company, 2005. 280 p.

Wolfendale P. Object-Oriented Philosophy: The Noumenon’s New Clothes. Urbanomic, 2014. 400 p.

Harman G. Nyneshnee sostoianie Spekuliativnogo Realizma [The current state of speculative realism]. Available at: http://www.voozl.com/material/grem-harman-sostoyanie-realizma (accessed: 01.03.2017). (In Russian)

The Speculative Turn. Continental Materialism and Realism. Eds L. Bryant, N. Srnicek, G. Harman. Melbourne, Re-press, 2011. 436 p.

Bryant L. The Democracy of Objects. Michigan, MPublishing, 2011. 314 p.

Загрузки

Опубликован

25.09.2018

Как цитировать

Головашина, О. В. (2018). Объективная онтология? Метафизика Г. Хармана. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(1), 1–16. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.101