Кант и «новая мозговая линия» Акима Волынского
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.202Аннотация
В статье исследуются особенности рецепции идей И. Канта известным философом, литературным критиком и искусствоведом конца XIX — начала XX в. Акимом Львовичем Волынским. В отличие от Г. В. Ф. Гегеля и Ф. В. Й. Шеллинга, И. Кант не пользовался в России популярностью до самого конца XIX в. Появление работы А. Л. Волынского «Критические и догматические элементы в философии Канта» (1889) стало важным событием в российской культурной жизни. В этой статье А. Л. Волынский провозгласил неизбежность «власти религиозной веры над всеми вопросами жизни», задав таким образом вектор развития литературы, философии и самого общественного сознания России и оказавшись провозвестником религиозно-философского ренессанса рубежа веков. Философия И. Канта, борющаяся с догматизмом в мышлении и одновременно устанавливающая незыблемые нравственные идеалы, стала мировоззренческой основой в борьбе А. Л. Волынского с позитивизмом, атеизмом и утилитаризмом, господствовавшими в современном ему обществе и литературе. Однако его энтузиазм не был по достоинству оценен современниками — представителями русского Серебряного века, среди которых начала входить в моду философия Ф. Ницше. А. Л. Волынский не встал у истоков российского кантианства. Его статья о Канте оказала на современников лишь опосредованное влияние. Однако она стала первой ласточкой в российском кантоведении, опередив труды А. И. Введенского, В. С. Соловьева, И. И. Лапшина, Н. Я. Грота, Ф. А. Степуна и др.
Ключевые слова:
история философии, философия Канта, русская философия, Серебряный век, Аким Волынский
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.