ЖЕНСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА ХХ–ХХI ВЕКОВ

Авторы

  • Наталия Валерьевна Курюмова Гуманитарный универси- тет, Российская Федерация, 620049, Екатеринбург, ул. Железнодорожников, 3;
  • Галина Андреевна Брандт Гуманитарный универси- тет, Российская Федерация, 620049, Екатеринбург, ул. Железнодорожников, 3;

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.413

Аннотация

В статье рассматривается, как концепт женской субъективности, актуализируемый в феминистской критике ХХ в., нашел свое воплощение в искусстве неклассического танца ХХ–ХХI вв. Целью является доказательство того, что художественные опыты танца модерн и следующего за ним contemporary dance стали продуктивной формой женского письма, само- го, с точки зрения феминистских теоретиков, плодотворного «места» обнаружения женской субъективности. Авторы видели свою задачу прежде всего в исследовании истории интереса к поискам женской субъективности, «зарытой» в теле, выдающихся хореографов ХХ в. Ос- новными методологическими инструментами стали историко-типологический, философско- культурологический, деконструктивный и гендерный анализ. В статье выделяется несколько крупных течений — американские студии телесной актерской выразительности Дельсарта эпо- хи суфражизма (Лои Фуллер, Айседора Дункан, Мод Аллан); немецкий экспрессионистский, американский модерн и российский ритмопластический танец первой половины XX в. (Мари Вигман, Марта Грэхем); европейский танц-театр 70-х, времени взлета второй волны феминизма (Пина Бауш). Отмечается, что в конце ХХ — начале ХХI в. самыми яркими в рассматриваемой тематике оказываются произведения, которые скорее деконструируют концепт «женской субъ- ективности», анализ всемирно известного спектакля «Co(te)lette» бельгийско-нидерландского хореографа Анны ван ден Брук подробно иллюстрирует это наблюдение. Затем, на примере ана- лиза творчества Мари Шуинар (Канада), Матса Эка (Швеция), Мэтью Боурна (Великобритания) авторы демонстрируют, как пластический дискурс современного танца из сферы феминистской риторики постепенно трансформируется в область штудий множественности гендерных пер- версий. В заключение на примере спектаклей Иво Димчева (Бельгия) авторы показывают, что в contemporary dance тема женской субъективности постепенно размывается, в фокусе внима- ния оказывается человек со «странной» (квир-) гендерной идентичностью, с плавающим не- устойчивым неопределенным переживанием своей причастности бытию. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова:

женская субъективность, телесность, пол, феминизм, перформативная теория гендера, квир-теория, неклассический танец, танец модерн, contemporary dance, мужской взгляд, женское письмо

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кемеров В. Е. Субъект субъективность субъектность // Современный философский словарь / под общ. ред. проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд. испр и доп. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: ПАНПРИНТ 1998. С. 884–885.

Фрейд З. Тридцать третья лекция: Женственность // Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука 1989. С. 369–384.

Брандт Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологиче- ской традиции Западной Европы // АДАМ И ЕВА. Альманах гендерной истории / под ред. Л. П. Ре- пиной. М.: ИВИ РАН 2003. № 6. С. 148–198.

Бовуар С. де. Второй пол / пер. с франц. общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой коммент. М. В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя 1997. 832 с.

Cixous H. The Laugh of the Medusa // Women’s Voices. Visions and Perspectives / ed. by P. C. Hoy II E. H. Schor R. Di Yanni. New York: McGray-Hill Publishing Company 1990. P. 481–496.

Cixous H. Castration or Decapitation? // Signs Journal of Women in Culture and Society. University of Chicago Press 1981. N 1. P. 448–491.

Иригарэ Л. Пол который не единичен // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестома- тия / под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ГЦСИ; СПб.: Алетейя 2001. С. 127–135.

Olbright A. C. Choreographing difference: the body and Identy in Contemporary Dance. Middletown USA: Wesleyan University Press 1997. 216 p.

Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке: очерки истории. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та 2004. 392 с.

Дункан А. Танец будущего // Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. И. Шнейдер. Встречи с Есениным. Ростов н/Д: Феникс 1998. С. 5–14.

Anderson J. Art without boundearies. Iowa city: University of Iowa Press 1993. 346 p.

Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма / ред.-сост. авт. вст. ст. Ю. И. Слонимский. Л.; М.: Искусство 1962. 640 с.

Хлопова В. The great Martha // Nofixedpoints: авторский сайт посвященный современному танцу. URL: http://nofixedpoints.com/marthagraham (дата обращения: 16.07. 2016).

Гердт О. Пина Бауш — ничья // Театр: российский театральный журнал. 2010. № 1. C. 6–20.

Broek Ann van den. Repertoire // Wardward.be: a site dedicated to the work of the choreographer. URL: http://www.wardward.be/e-choreo-wesolomen.html (дата обращения: 15.11.2016).

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика; Культурная революция 2006. 167 с.

Балашов В. Хлеб жизни и искусства. Предисловие // Колетт С.-Г. Четыре романа / пер. с франц.; редкол.: Т. Балашов Д. Затонский С. Никольский и др. М.: Художественная литература 1987. С. 5–22.

Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. и коммент. Е. Гаповой А. Усмановой. Минск: Пропилеи 2000. С. 28–47

Лауретис де Т. Американский Фрейд // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ГЦСИ; СПб.: Алетейя 2001. С. 23–62.

References

Kemerov V. E. Sub”ekt, sub”ektivnost’, sub”ektnost’ [Subject, subjectivity, subjectivity]. Sovremennyi filosofskii slovar’ [Modern philosophical dictionary], under the general editorship of Professor V. E. Kemerov. 2nd ed., corrected and amended. London, Frankfurt, Paris, Luxembourg, Moscow, Minsk, PANPRINT Publ., 1998, pp. 884–885. (In Russian)

Freud Z. Tridtsat’ tret’ia lektsiia: Zhenstvennost’ [Thirty-third lecture: Femininity]. Freud Z. Vvedenie v psikhoanaliz. Lektsii [Introduction to psychoanalysis. Lectures]. Moscow Nauka Publ.1989 pp. 369–384. (In Russian)

Brandt G. A. Sovremennyi feminizm: perevorot v istoriko-filosofskoi antropologicheskoi traditsii Zapadnoi Evropy [Modern feminism: a revolution in the historical and philosophical anthropological tradition of Western Europe]. ADAM I EVA. Al’manakh gendernoi istorii [ADAM AND EVE. Almanac of gender history]. Ed. by L. P. Repina. Moscow Institute of Oriental Studies Russian Academy of Sciences Publ.2003 no. 6 pp. 148–198. (In Russian)

Beauvoir S. de. Vtoroi pol [Second sex]. Transl. from French ed. by S. G. Aivazova comment. M. V. Aristova. Moscow Progress Pdl.; St. Petersburg Aleteiia Publ. 1997. 832 p. (In Russian)

Cixous H. The Laugh of the Medusa. Women’s Voices. Visions and Perspectives. Ed. by Pat C. Hoy II E. H. Schor R. Di Yanni. New York McGray-Hill Publishing Company1990 pp. 481–496.

Cixous H. Castration or Decapitation? Signs Journal of Women in Culture and Society. University of Chicago Press1981 no. 1 pp. 448–491.

Irigare L. Pol kotoryi ne edinichen [This sex which is not a single]. Vvedenie v gendernye issledovaniia [Introduction to gender studies]. Part II: Reader ed. by S. V. Zherebkin. Khar’kov GTsSI Publ. St. Petersburg Aleteiia Publ.2001 pp. 127–135. (In Russian)

Olbright A. C. Choreographing difference: the body and Identy in Contemporary Dance. USA Middletown Wesleyan University Press 1997. 216 p.

Surits E. Ia. Balet i tanets v Amerike: ocherki istorii [Ballet and dance in America: essays of history]. Ekaterinburg Publishing House of the Ural University 2004. 392 p. (In Russian)

Duncan I. Tanets budushchego [Dance of the Future]. Dunkan I. Tanets budushchego. Moia zhizn’. I. Shneider. Vstrechi s Eseninym [Duncan I. Dance of the future. My life. Schneider I. Meetings with Yesenin]. Rostov on Don Feniks Publ.1998 pp. 5–14. (In Russian)

Anderson J. Art without boundearies. Iowa sity University of Iowa press 1993. 346 p.

Fokin M. M. Protiv techeniia. Vospominaniia baletmeistera. Stat’i. Pis’ma [Against the Current. Memoirs of the choreographer. Articles. Letters]. Leningrad Moscow Iskusstvo Publ. 1962. 640 p. (In Russian)

Khlopova V. The great Martha. Nofixedpoints: author’s site dedicated to contemporary dance. Available at: http://nofixedpoints.com/marthagraham (accessed: 16.07. 2016). (In Russian)

Gerdt O. Pina Baush — nich’ia [Pina Bausch — dead head]. Teatr: rossiiskii teatral’nyi zhurnal2010 no. 1 pp. 6–20. (In Russian)

Broek Ann van den. Repertoire. Wardward.be: a site dedicated to the work of the choreographer. Available at: http://www.wardward.be/e-choreo-wesolomen.html (accessed: 15.11.2016).

Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniia [Consumer Society]. Moscow Respublika Publ. Kul’turnaia revoliutsiia Publ. 2006. 167 p. (In Russian)

Balashov V. Khleb zhizni i iskusstva. Predislovie [Bread of life and art. Foreword]. Colette S.- G. Chetyre romana [Four novels]. Transl. from French eds by T. Balashov D. Zatonsky S. Nikolsky and others. Moscow Khudozhestvennaia literatura Publ.1987 pp. 5–22. (In Russian)

Butler Ju. Gendernoe bespokoistvo [Gender Trouble]. Antologiia gendernoi teorii. Sbornik perevodov [Anthology of gender theory. Digest of translations]. Comp. and comments by E. Gapova A. Usmanova. Minsk Propilei2000 pp. 28–47. (In Russian)

Lauretis T. de. Amerikanskii Freid [American Freud]. Vvedenie v gendernye issledovaniia [Introduction to gender studies]. Pt. II. Reader ed. by S. V. Zherebkin. Khar’kov GTsSI Publ. St. Petersburg Aleteiia Publ.2001 pp. 23–62. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.10.2018

Как цитировать

Курюмова, Н. В., & Брандт, Г. А. (2018). ЖЕНСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА ХХ–ХХI ВЕКОВ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(4), 552–562. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.413