РЕЦЕПЦИИ ТРУДА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ БОЛЬШЕВИЗМЕ: ОТ БИОЛОГИИ К РЕЛИГИИ

Авторы

  • Даниэла Стейла Туринский университет, Италия;

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.407

Аннотация

Статья посвящена анализу дискуссий о сущности труда в предреволюционном русском марксизме. Автор обращается к наследию левых большевиков — А. А. Богданова и А. В. Лу- начарского, выявляя общий философский горизонт их мысли. Их объединяет понимание человека не как внешнего наблюдателя объективной реальности и слуги исторической необ- ходимости, а как центра познания и действия, призванного устанавливать свои законы и ор- ганизовывать мир, исходя из ограничений собственного опыта. Проблема человеческого труда обнаруживает интересные аспекты взаимоотношений человека и природы, проясняет специфику позиций Богданова и Луначарского относительно материи и сознания, биологии и религии. Вслед за Гегелем и Марксом русские марксисты считали труд посредником между челове- ком и окружающей средой, подчиняя его законам физики и биологии. Вместе с тем как специ- фически человеческая деятельность труд оценивался как полезный, приятный и свобод- ный. Дискуссия между Богдановым и Луначарским об употреблении термина «труд» ведет- ся в терминологии Авенариуса. Автор статьи связывает это с необходимостью преодоления механистичности «ортодоксального марксизма» Плеханова через обращение к энергетизму и эмпириокритицизму. Богданов стремится утвердить непрерывность взаимоотношений об- щества и природы. Луначарский, напротив, делает труд краеугольным камнем религиозно-эсхатологического мировоззрения. Но обе позиции рассматривают труд как свидетельство коллективности человеческого существования. Библиогр. 28 назв.

Ключевые слова:

русский марксизм, левые большевики, А. А. Богданов, А. В. Луначарский, труд

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература / References

Vospominanija o V. I. Lenine [Memories on V. I. Lenin] Moscow1960 vol. III. (In Russian)

N. Rjakhovskij. “N. N. Baturin (K pervoj godovshchine smerti N. N. Baturina)” [N. N. Baturin (On the First Anniversary of His Death]. Proletarskaja revoljucija1928 11/12 (82/83). (In Russian)

Strumilin S. G. Iz perezhitogo. 1897–1917 [From my Experiences. 1897–1917]. Moscow 1957. (In Russian)

Lunacharskij A. V. Vospominanija i vpechatlenija [Memories and Impressions]. Moscow 1968. (In Russian)

Williams R. C. The Other Bolsheviks. Lenin and His Critics. 1904–1914. Bloomington and Indianapolis 1986.

Steila D. Genesis and Development of Plekhanov’s Theory of Knowledge. A Marxist Between Anthropo- logical Materialism and Phisiology Dordrecht 1991.

K. Marx — F. Engels. The German Ideology. Collected Works. Moscow London New York 1975–2004 vol. 5.

Marx K. The Capital. K. Marx — F. Engels Collected Works vol. 35.

Bogdanov A. A. Kratkij kurs ekonomicheskoj nauki [Short Course on Economics]. St. Petersburg 1906. (In Russian)

Bogdanov A. A.. Osnovnye elementy istoricheskogo vzgljada na prirodu [Foundamental Elements of the Historical View on Nature]. St. Petersburg 1899. (In Russian)

Steila D. Nauka i revoljucija. Recepcija empiriokriticizma v russkoj kul’ture (1877–1910 gg.) [Sci- ence and Revolution. The Reception of Empiriocriticism in Russian Culture (1877–1910)]. Moscow 2013. (In Russian)

Avenarius R. Kritik der reinen Erfahrung. Leipzig 1888.

Klein M. “Die Philosophie der reinen Erfahrung”. Naturwissenschaftliche Wochenschrift XI (1896).

Bogdanov A. A. Empiriomonizm. Stat’i po filosofii [Empiriomonism. Essays on Philosophy]. Moscow 1904. (In Russian)

Bogdanov A. A. Empiriomonism. Stat’i po filosofii. Kniga II [Empiriomonism. Essays on Philosophy. Volume II]. Moscow 1905. (In Russian)

Kritika chistogo opyta Rikharda Avenariusa v populjarnom izlozhenii A. Lunacharskogo [The Critique of Pure Experience by Richard Avenarius in a Popular Exposition by A. Lunacharsky]. Moscow 1905. (In Russian)

Plekhanov G. V. Pis’ma bez adresa [Unaddressed Letters]. Izbrannye filosofskie proizvedenija [Selected Philosophical Works]. Moscow 1956–1958 vol. V. (In Russian)

Bogdanov A. A. Poznanie s istoricheskoj tochki zrenija [Knowledge from a Historical Point of View]. St. Petersburg 1901. (In Russian)

Lunacharsky A. V. “Budushchee religii” [The Future of Religion]. Obrazovanie 1907. (In Russian)

Brzozowski S. Idee (Wstep do filozofii dojarzalosci dziejowej) Lwo’w 1910; “Der Geschichtsmaterialis- mus als Kulturphilosophie. Ein philosophisches Programm” Die Neue Zeit Jhrg. XXVI Bd. 2.

Steila D. “A Philosophy of Labour. Comparing A. V. Lunacharsky and S. Brzozowski” Studies in East European Thought2011 63.

Lunacharsky A. V. Tri putnika i Ono [Three Travellers and It]. Komedii izd. 2 [Comedies. 2nd ed.]. Petrograd 1919. (In Russian)

Lunacharsky A. V. Dvadcat’ tretij sbornik Znanija [The Collection n. 23 of “Znanie” Publishing House]. Literaturnyj raspad. Kniga II [The Collapse of Literature. Volume II]. St. Petersburg 1909. (In Russian)

Lunacharsky A. V. Religija i socializm vol. I [Religion and Socialism. Vol. I]. St. Petersburg 1908. (In Russian)

Lunacharsky A. V. Osnovy pozitivnoj estetiki [The Foundaments of Positive Aesthetics]. Ocherki realisticheskogo mirovozzrenija [Essays on the Realistic World-View]. St. Petersburg 1904.

Lunacharsky A. V. Meshchanstvo i individualizm [Philistinism and Individualism]. Ocherki filosofii kollektivizma [Essays on the Philosophy of Collectivism]. St. Petersburg 1909. (In Russian)

Bogdanov A. A. The Red Star. The First Bolshevik Utopia. Bloomington and Indianapolis 1984.

Lunacharsky A. V. Ot Spinozy do Marksa [From Spinoza to Marx]. Ocherki po istorii filosofii kak mirosozercanija [Essays on the History of Philosophy as a World-View]. Moscow 1925. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2018

Как цитировать

Стейла, Д. (2018). РЕЦЕПЦИИ ТРУДА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ БОЛЬШЕВИЗМЕ: ОТ БИОЛОГИИ К РЕЛИГИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 32(4), 63=74. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.407