Конфликтогенный потенциал социальной коммуникации в цифровую эпоху

Авторы

  • Михаил Олегович Орлов Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.308

Аннотация

Статья посвящена теме трансформации культуры коммуникации в информационном пространстве. Современные достижения в области информационных технологий все больше перемещают процесс коммуникации в информационное пространство, что закономерно накладывает отпечаток на ее характер. В настоящей статье автор предпринимает попытку проанализировать особенности коммуникации в цифровом пространстве, выявить конфликтогенный потенциал общения в Интернете, описать культуру коммуникации в сети и предложить решения, которые помогут снизить конфликтогенность интернет-коммуникации в целом, а также способствовать разрешению возникающих конфликтов в сети. В исследовании установлено, что цифровое общество — это результат не только технологического прогресса, но и меняющегося опыта человечества. Предметом социально-философского анализа становится онлайн-коммуникация, которая выступает основанием для формирования сложных структур цифрового общества. Осваивая компьютерные технологии и коммуникативные возможности, человек становится субъектом цифрового общества. Цифровая эпоха характеризуется многомерностью связей и амбивалентностью отношений: с одной стороны, перед человеком раскрываются коммуникативные свободы, с другой — возникают новые формы зависимости, риски и конфликты. Обозначены факторы, которые радикально меняют качество коммуникации в сети и повышают уровень ее конфликтогенности. Выявлено, что благодаря виртуальной реальности человек обретает новые идентичности, характеристики и параметры личностного бытия. Установлено, что социальные сети порождают новые формы коммуникативных практик. Рассмотрено становление цифровой этики, сформулированы базовые правила коммуникации в сети Интернет. Определены перспективы философской рефлексии в условиях новых технологических возможностей человечества. Исследование сфокусировано на возникновении новых образовательных стратегий и переосмыслении научного процесса в эпоху цифровых коммуникаций.

Ключевые слова:

интернет, цифровая эпоха, социальные сети, коммуникация, онлайн, оффлайн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Ладлоу П. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии. М.: Ультра. Культура, 2005. 600 с.

2. Перцев А. В. Искусство и практическая философия у М. Хайдеггера // Практическая философия: от классики до информационного социума: Сборник материалов Всероссийской конференции (Астрахань, Астраханский государственный университет, 27–28 сентября 2018 г.) / под науч. ред. Л. В. Баевой и К. А. Маркелова. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2018. С. 13–18.

3. Савчук В. В. Новые медиа — новые формы насилия // Неопределенность как вызов. Медиа. Антропология. Эстетика: коллективная монография / ред. К. Вульф, В. В. Савчук. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 223–236.

4. Малькова Е. Ю. Принципы виртуальной этики // Религия и нравственность в секулярном мире: материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 28–30 ноября 2001 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 112–115.

5. Shea V. Netiquette. San Francisco: Albion Books, 1994. 154 p.

6. Иванов В. Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. 2000. № 2. С. 52–56.

7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Питер, 2000. 380 с.

8. Апель К. О. Дискурс и ответственность: проблема перехода к постконвенциональной морали. М.: Логос, 2009. 430 с.

9. Ямщикова Е. Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде // Воспитание, социализация и развитие личности. Чело- век и образование. 2017. № 1 (50). С. 54–58.

10. Брызгалина Е. Философия образования в контексте традиций и инноваций // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4 / отв. ред. М. С. Киселева. М.: ИФРАН, 2010. С. 3–18.

11. Асадуллина С. Х. Теория и практика разрешения виртуального конфликта: Практико-ориентированная монография. СПб.: Нестор, 2009. 327 с.

12. Миронов В. В. Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35, вып. 1. С. 4–24.

References

1. Ladlou, P. (2005), Cryptoanarchy, kyberstate and piratical utopias, Ul’tra. Kul’tura Publ., Moscow, 600 p. (In Russian)

2. Percev, А. V. (2018), Art and practical philosophy by M. Heidegger, in Prakticheskaia filosofiia: ot klassiki do informatsionnogo sotsiuma: Sbornik materialov Vserossiskoi konferentsii (Astrakhanʹ, Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, 27–28 sentiabria 2018 g.), scientific. ed. by Baeva, L. V. and Markelov, K. A., Sorokin Roman Vasil’evic Publ., Astrakhan, pp. 13–18. (In Russian)

3. Savchuk, V. V. (2013), New media are new forms of violence, in Vul’f, K. and Savchuk, V. V. (eds), Neopredelennost’ kak vyzov. Media. Antropologiia. Estetika: kollektivnaia monografiia, RHGА Publ., St. Petersburg, pp. 223–236. (In Russian)

4. Mal’kova, E. Yu. (2001), Principles of virtual ethics, Religiya i nravstvennost v sekulyarnom mire: materialy nauchnoy konferentsii (Sankt-Peterburg, 28–30 noyabrya 2001 g.), Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ., St. Petersburg, pp. 112–115. (In Russian)

5. Shea, V. (1994), Netiquette, Albion Books, San Francisco, 154 p.

6. Ivanov, V. E. (2000), Internet in the formation of Dialogic space in the socio-cultural environment, Mir psihologii, no. 2, pp. 52–56. (In Russian)

7. Habermas, J. (2000), Moral consciousness and communicative action, Piter Publ., St. Petersburg, 380p. (In Russian)

8. Аpel’, K. O. (2009), Discourse and responsibility: problem of transition to post-conventional morals, Logos Publ., Moscow, 430 p. (In Russian)

9. Iamshchikova, E. G. (2017), The problem of formation of network etiquette and professional and ethical qualities of teachers in the information environment, Vospitanie, sotsializatsiia i razvitie lichnosti. Chelovek i obrazovanie, vol. 50, no. 1, pp. 54–58. (In Russian)

10. Bryzgalina, E. (2010), Philosophy of education in the context of tradition and innovation, Chelovek vchera i segodnia: mezhdistsiplinarnye issledovaniia, is. 4, pp. 3–18. (In Russian)

11. Аsadullina, S. H. (2009), Theory and practice of permission of the virtual conflict: Practice-oriented monograph, Nestor Publ., St. Petersburg, 327 p. (In Russian)

12. Mironov, V. V. (2019), Plato and the modern cave big-data, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. Philosophy and Conflict Studies, vol. 35. no. 1, pp. 4–24. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.09.2019

Как цитировать

Орлов, М. О. (2019). Конфликтогенный потенциал социальной коммуникации в цифровую эпоху. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 485–496. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.308