От компаративистики к герменевтической картографии мировой философии

Авторы

  • Анатолий Сергеевич Колесников Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Чолпон Эриковна Алиева Международный университет Кыргызстана, Кыргызстан, 720007, Бишкек, ул. Л.Толстого, 17А/1; Международный университет «Ала-Тоо», Кыргызстан, 720048, Бишкек, Тунгуч, ул. Анкара, 1/8

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.403

Аннотация

Радикальное изменение статуса незападных философских традиций стало спусковым крючком развития методологии исследований философии между культурами, пересмотра природы самой философии, что является вопросом метафилософии. Появляются герменевтические работы по основополагающей ткани философских идей — базовых концепций, их отношениям к  другим способам мышления, рассмотрению их потенциала и альтернативных продуктивных линиях. Так история сравнительной философии через свои этапы слагается в единую схему взаимодополняющей философской деятельности и единый всеобъемлющий метафилософский проект. Он раскрывается через архивный подход (исследующий параллельные отдельные философские традиции), эквивалентный (сравнение традиций в терминах аналогий и контрастов), решение задач (с  использованием многих традиций для обеспечения философских решений) и через всеобъемлющий герменевтический проект картографических концепций и их возможностей. Так конституируется теория философии, опирающаяся на множественные перспективы взаимосвязанных традиций Востока и  Запада, неявно участвовавших в отображении эйдетической структуры, на основе которой философия делает свою работу, и  намечаются концептуальные возможности вокруг любой идеи. Зарождается необходимость изучения способности философии формировать более широкое герменевтическое понимание области концепции, порождающей каждую философскую проблему, постигаемой в ее сильных и слабых сторонах и в связи с  альтернативными конфигурациями  — между традициями, условиями, периодами и культурами. Формируется взгляд на глобальную философию, который возвращает нас к старой идее, что философия выше прагматических целей, она принимает эйдетическую ткань идей мира — прошлого, настоящего, возможного — как объекта особого рода герменевтического понимания, включающего прикладные проблемы в более широком умозрительном кадре, т. е. очищенного через сравнение радикально отличных подходов. Именно здесь, в философии как исследовании «структуры самих идей», мы увидим доказательства незаменимости мультикультурной философии.

Ключевые слова:

сравнительная философия, межкультурный проект, метафилософия, философия слияния, герменевтическая картография

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Fleming, J. (2003), Comparative Philosophy: its aims and methods, Journal of Chinese Philosophy, vol. 30, iss. 2 (June), pp. 259–270.

Warren, F. (2016), Thinking through Hall and Ames: on the art of comparative philosophy, Dao, vol. 15, pp. 563–574.

Pang-White, A. A. (2006), Analogy and Comparative Philosophy: A Hermeneutic Retrieval of Confucius and Aquinas, SACP FORUM Asian and Comparative Philosophy, vol. 23, no. 47, pp. 126–145.

Holenstein, E. (2003), A Dozen Rules of Thumb for Avoiding Intercultural Misunderstandings. Available at: http://them.polylog.org/4/ahe-en.htm (accessed: 15.09.2021).

Dussel, E. (2009), A New Age in the History of Philosophy: The World Dialogue between Philosophical Traditions,Philosophy and Social Criticism, vol. 35, pp. 499–516.

Mall, R.A. (2000), Intercultural Philosophy, Boston: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

Mall, R.A. (2016), Intercultural Philosophy: A Conceptual Clarification, Confluence: Journal of World Philosophies, vol. 1. Available at: https://scholarworks.iu.edu/iupjournals/index.php/confluence/article/ view/514 (accessed: 15.09.2021).

Kimmerle, H. (1994), Die Dimension der Interkulturellen, Amsterdam: Rodopi.

Kimmerle, H. (2007), Was leistet interkulturelle Philosophie? Antworten von Heinz Kimmerle, Hans Jörg Sandkühler und Georg Stenger, Information Philosophie, no. 4. Available at: https://www.information-philosophie.de/index.php/de/arbeitsbereiche/dclps/related-research-centers/download/BLB3BJ%20 0,500%20Bayerische%20Landesbank%2020.05.2025%207,14%2093,80%20EUR%20%20?a=1&t=651&n=2 (accessed: 15.09.2021).

Wimmer, F.M. (2004), Interkulturelle Philosophie, Vienna: UTB.

Stepanyants, M.T. (2015), From Eurocentrism to Intercultural Philosophy, Voprosy Filosofii, vol. 10, pp. 150–162. (In Russian)

Agbakoba, J. (2014), Intercultural Philosophy and the Question of African Identity: An ‘Afrocontructivist’ Perspective, in: Sweet, W. (ed.), What is Intercultural Philosophy. Available at: https://www.academia.edu/31935868/_Book_What_is_Intercultural_Philosophy_2014_ (accessed: 15.09.2021).

Raju, P.T. (1962), Introduction to Comparative Philosophy, Lincoln: University of Nebraska Press.

Mall, R.A. and Hulsmann, H. (1989), Die drei Geburtsortre der Philosophie: China, Indien, Europa, Bonn: Bouvier.

Lenk, H. and Paul, G. (2014), Transculturelle Logic, Bochum: Projektverlag

Neville, Robert C. (2002), Beyond Comparative to Integrative Philosophy, APA Newsletter on Asian and Asian-American Philosophers and Philosophies, vol. 2, no. 1, ed. by Chenyang Li, pp. 20–23.

Allinson, R.E. (2001), The Myth of Comparative Philosophy or the Comparative Philosophy Malgré Lui, in: Mou, B. (ed.), Two Roads to Wisdom? Chinese and Analytical Philosophical Traditions, Chicago: Open Court, pp. 269–292.

Deutsch, E. and Larson, G.J. (eds), (1988), Interpreting Across Boundaries: New Essays in Comparative Philosophy, Princeton: Princeton University Press.

Scharfstein, B.-A. (1998), ,A Comparative History of World Philosophy: From the Upanishads to Kant, Albany, NY: State University of New York Press.

Solomon, R.C. and Higgins, K.M. (eds), (2003), From Africa to Zen: An Invitation to World Philosophy, Lanham: Rowman and Littlefield Publishers.

Blocker, G.H. (1999), World Philosophy: An East-West Comparative Introduction to Philosophy, New Jersey: Prentice Hall, Upper Saddle River.

Jullien, F. (2000), Detour and Access: Strategies of Meaning in China and Greece, New York: Zone Books.

Chakrabarti, A. and Weber, R. (eds), (2016), Comparative Philosophy without Borders, London: Bloomsbury Academic.

Rošker, J. (2021), Interpreting Chinese Philosophy: A New Methodology, London: Bloomsbury Academic.

Ambrogio, S. (2021), ,Chinese and Indian Ways of Thinking in Early Modern European Philosophy: The Reception and the Exclusion, London: Bloomsbury Academic.

Mou, B. (2010), On Constructive-Engagement strategy of Comparative Philosophy: A Journal Theme Introduction, Comparative Philosophy, vol. 1, no. 1, pp. 1–32.

Mou, B. (ed.) (2001), Two Roads to Wisdom? — Chinese and Analytic Philosophical Traditions, Chicago: Open Court.

Moeller, Hans-Georg. (2018), On Comparative and Post-Comparative Philosophy, in: Behuniak, J. (ed.), Appreciating the Chinese Difference: Engaging Roger T.Ames on Methods, Issues, and Roles, Albany: State University of New York Press, pp. 31–45.

Hoecke, M. van (2021), Comparative Methods in Law, Humanities and Social Sciences, Cheltenham and Northampton, MA: Edward Elgar Publishing.

Jin, Y.Park. (ed.) (2009), Comparative political theory and cross-cultural philosophy: Essays in honor of Hwa Yol Jung, London: Lexington Books.

Garfield, J.L. and Van Norden, B.W. (2016), If Philosophy Don’t Diversify, Let’s Call It What It Really Is, New York Times, May, 11. Available at: https://www.nytimes.com/2016/05/11/opinion/if-philosophywontdiversify-lets-call-it-what-it-really-is.html (accessed: 12.05. 2020).

Spivac, G. (1997), A memoir, in: Bilimoria, P. and Mohanty, J.N. (eds), Relativism, Suffering and Beyond: Essays in Memory of Bimal K.Matilal, New Delhi: Oxford University Press, pp. 372–375.

Matilal, B.K. (1986), Perception: An Essay on Classical Indian Theories of Knowledge, Oxford: Clarendon Press.

Bilimoria, P. and Hemmingson, M. (eds), (2016), Comparative Philosophy and J.L. Shaw, Dordrecht: Springer

Frazier, J. (2019), The view from above: a theory of comparative philosophy, Religious Studies, vol. 56, iss. 1, no. 2, pp. 1–17.

Frazier, J. (2019), “Speakers of highest truth”: conceptual plurilogues in the Early Upanisads, in: Black, B. and Ram-Prasad, C. (eds), Dialogue with Classical Indian Traditions: Encounter, Transformation and Interpretation, Abingdon: Routledge, pp. 84–104.

Sivin, N. (2011), On cultural manifolds: a new approach to research on ancient science, Fudan Journal: Social Sciences Edition, vol. 6, pp. 55–61.

Sivin, N., Akasoy, A., Anderson, W., Colas, G. and Eh, E. (2018), What kinds of comparison are most useful in the study of world philosophies?, Journal of World Philosophies, vol. 3, pp. 75–97.

Towards Post-Comparative Philosophy: Interview with Ralph Weber by Nevad Kanteran, (2021), Asian Studies, vol. 2, no. 2, pp. 211–221.

Coquereau, E. (2016), From Comparative to Fusion Philosophy, Journal of World Philosophies, vol. 1, no. 1, pp. 152–154. Available at: http://scholarworks.iu.edu/iupjournals/index.php/jwp (accessed: 20.05.2019).

Spivac, G.C. (1999), A Critique of Postcolonial Reason: Towards a History of the Vanishing Present, Harvard University Press, pp. 237–238.

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Колесников, А. С., & Алиева, . Ч. Э. (2022). От компаративистики к герменевтической картографии мировой философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 473–486. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.403

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)