Michel Foucault and Antiquity: Between the philosophical historicism and the history of thought
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.102Аннотация
Мишель Фуко хорошо известен как эпистемолог, историцист и историк мысли. Обращение к античной культуре является ключевым моментом в его доктрине становления субъекта. Фукольдианская версия античного наследия в современной западной культуре отчетливо демонстрирует моменты его расхождения с концепцией Пьера Адо. Если Адо делает акцент на мистическом аспекте субъективации, то Фуко склоняется к дендизму и эстетике существования. Однако в то же время оба они принадлежат к одной и той же традиции в истории западной интеллектуальной культуры, усматривающей смысл человеческого существования в достижении совершенства и заботе о себе. Основанием позиции Фуко, в перспективе ведущей его к закономерному расхождению как с позицией Адо, так и с традиционной историографией, служит оригинальная версия историзма, критически преодолевающая историзм классической эпохи и ориентированная на ницшеанство. В статье выявляются истоки позиции Фуко и корни предложенного им типа концепта заботы о себе. В концепте Фуко смешиваются платонические идеи об управлении собой, ницшеанская критика кантианства и хайдеггерианский подход к изучению истории философии, общей суммой которых в его случае является философский историзм. В результате Фуко предлагает современную версию античной практики заботы о себе и предлагает свое понимание философии самости. Автор выдвигает тезис о том, что в центре философии Фуко помещается концепт заботы о себе как основного способа субъективации в политической и нравственной областях западной культуры.
Ключевые слова:
Мишель Фуко, историзм, Пьер Адо, забота о себе, субъект, субъективация, эстетика существования, парресия
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.