Michel Foucault and Antiquity: Between the philosophical historicism and the history of thought

  • Александр Владимирович Дьяков Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Мишель Фуко хорошо известен как эпистемолог, историцист и  историк мысли. Обращение к античной культуре является ключевым моментом в его доктрине становления субъекта. Фукольдианская версия античного наследия в современной западной культуре отчетливо демонстрирует моменты его расхождения с  концепцией Пьера Адо. Если Адо делает акцент на мистическом аспекте субъективации, то Фуко склоняется к дендизму и эстетике существования. Однако в то же время оба они принадлежат к  одной и  той же традиции в  истории западной интеллектуальной культуры, усматривающей смысл человеческого существования в  достижении совершенства и заботе о себе. Основанием позиции Фуко, в перспективе ведущей его к закономерному расхождению как с позицией Адо, так и с традиционной историографией, служит оригинальная версия историзма, критически преодолевающая историзм классической эпохи и ориентированная на ницшеанство. В статье выявляются истоки позиции Фуко и корни предложенного им типа концепта заботы о себе. В концепте Фуко смешиваются платонические идеи об управлении собой, ницшеанская критика кантианства и хайдеггерианский подход к изучению истории философии, общей суммой которых в его случае является философский историзм. В результате Фуко предлагает современную версию античной практики заботы о  себе и  предлагает свое понимание философии самости. Автор выдвигает тезис о том, что в центре философии Фуко помещается концепт заботы о себе как основного способа субъективации в политической и нравственной областях западной культуры.

Ключевые слова:

Мишель Фуко, историзм, Пьер Адо, забота о себе, субъект, субъективация, эстетика существования, парресия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература


References

Larmour, D.H.J., Miller, P.A. and Platter Ch. (eds) (1997), Rethinking Sexuality: Foucault and Classical Antiquity, Princeton (NJ): Princeton University Press.

Boyle, B. (2012), Foucault Among the Classicists, Again, Foucault Studies, no. 13, pp. 138–156.

Detel, W. (2005), Michel Foucault and Antiquity. Power. Ethics and Knowledge, Cambridge: Cambridge University Press.

Foucault, M. (1990), The Use of Pleasure. The History of Sexuality, vol. 2, transl. by Hurley, R., New York: Vintage books.

Veyne, P. (2010), Foucault: His Thought, His Character, transl. by Lloyd, J., Cambridge: Polity Press.

Foucault, M. (2008), The Birth of Biopolitics: Lectures at the College De France, 1978–1979, London: Palgrave Macmillan.

Ricoeur, P. (2005), The Course of Recognition, transl. by Pellauer, D., Cambridge (Mass.): Harvard University Press.

Foucault, M. (2005), The Hermeneutics of the Subject, in: Foucault, M., Lectures at the Collège de France, 1981–1982, transl. by Burchell, G., New York: Palgrave Macmillan.

Hadot, P. (1995), Philosophy as a Way of Life, in: Davidson, A.I. (ed.), Spiritual Exercises from Socrates to Foucault, transl. by Chase, M., Oxford: Blackwell.

Hadot, P. (1993), Plotinus or the Simplicity of Vision, transl. by Chase, M., Chicago: Chicago University Press.

Heidegger, M. (1992), Parmenides, transl. by Schuwer, A. and Rojcewicz, R., Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press.

Nancy, J.-L. (2000), Being Singular Plural, transl. by Richardson, R.D. and O’Byrne, A.E., Stanford (Cal.): Stanford University Press.

Опубликован
2022-06-16
Как цитировать
Дьяков, А. В. (2022). Michel Foucault and Antiquity: Between the philosophical historicism and the history of thought. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(1), 19-29. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.102